Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Иосиф Токаренко: повенчанный со временем

31 декабря, 1998 - 00:00

«Дедуля чувствует себя ничего», — уверили на том конце провода, в чем мы с фотокором, переступив порог дома долгожителя, смогли убедиться воочию. Он внимательно присматривался к гостям, выяснил для себя цель их визита, а потом еще и позировал перед объективом. Давалось это ему нелегко, а чтобы не тревожить старого человека, которого уже подводит слух, основные свои вопросы мы адресовали невестке Иосифа Степановича Раисе Яковлевне.

Она нам поведала, что дедушка родился в бедной белорусской семье, где кроме него было еще 12 детей. Чтобы не умереть с голоду, ему приходилось и у попа служить, и в Польшу на заработки ходить. Потом была служба в армии, после окончания которой в возрасте 27 лет он и переехал в Сумы. Здесь Иосиф Степанович вступил в брак, устроился газосварщиком на Краснозвездный рафинадный завод, с которым, собственно говоря, и связана вся его трудовая биография. После выхода на пенсию И. Токаренко еще немного поработал кочегаром в школе, а тогда отдал себя домашним хлопотам в доме, построенном собственными руками.

— Слишком уж много сделал в свое время этот человек для своей династии, насчитывающей троих сыновей, стольких же внуков и четырех правнуков.

Конечно, мы не могли не поинтересоваться у Раисы Яковлевны секретом долголетия дедушки. Однако женщина нас разочаровала, заверив, что каких-то тенденций в этом вопросе ее память не зафиксировала. В роду Иосифа Степановича долгожителей не было. Что же касается образа жизни, который вел этот человек, так он вроде бы и не должен способствовать долголетию: работа, война, снова работа... Не отказывался ее тесть и от рюмашки, а вот по поводу курения, то она его с сигаретой в зубах никогда не видела.

Кто знает, сколько еще лет отпустит Бог Иосифу Степановичу, однако уже то, что он, несмотря на все превратности судьбы, продолжает держать время за панибрата, заслуживает уважения к его старости. Однако, как с обидой отмечали родные И. Токаренко, эта категория людей в Сумах в смысле социальной защиты находится на заднем плане, и живет он, как и тысячи других пенсионеров, перебиваясь на свои 78 гривен пенсии с хлеба на воду.

В тех же Сумах, как удалось узнать автору этих строк, ровесников Иосифа Степановича насчитывается немногим более десятка...

Сергей ХАНИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ