На первый взгляд кажется, что не существует никаких оснований относить Украину к группе государств, выступающих за немедленное разоружение Ирака, а фактически участвующих в войне. В этой коалиции, как постоянно сообщает Госдепартамент США, насчитывается более 44 стран: из них 30 прямо заявляющих о своем участии (Австралия, Болгария, Британия, Испания, Италия, Литва, Польша и другие) и более 15 таких, которые с коалицией сотрудничают и «предоставляют защитные силы на случай, если Саддам применит оружие массового уничтожения», — говорится в пресс- релизе, предоставленном «Дню» Посольством США в Киеве. Списка этой второй категории стран США не предоставляют, мотивируя это соответствующей просьбой от правительств. Последние заявления Госдепартамента США, а также одно из последних выступлений президента Соединенных Штатов Джорджа Буша дают основания допускать, что среди этих 15- и стран мира находится и Украина.
Согласно официальной позиции Киева, отправка батальона РХБ-защиты в Кувейт не может считаться участием Украины в военной операции против Ирака. Неоднократно отмечалось, что батальон направлен в регион Персидского залива для защиты мирных жителей, а не для участия в боевых действиях. С другой стороны, отправка украинского батальона, а также задачи, возложенные на него, вполне соответствуют американскому понятию участника коалиции. «Все страны в НАШЕЙ КОАЛИЦИИ делают свой вклад для нашего постепенного прогресса... Чешские, словацкие, польские и румынские войска, к которым вскоре присоединятся УКРАИНСКИЕ и болгарские, дислоцированы в регионе и готовы отреагировать в случае атаки оружием массового уничтожения в любом уголке региона», — заявил позавчера Джордж Буш. Из этого выступления следует, во-первых, что Украину американское правительство относит к коалиции, а во-вторых, украинский батальон может участвовать в дезактивации не только Кувейта... И первое, и второе противоречит и официальной украинской позиции, и решению, принятому Верховной Радой. Министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко, отвечая вчера на вопросы журналистов, заявил по поводу выступления Буша: «Мы учитываем оценку американской стороной нашей позиции и наших действий в связи с кризисом вокруг Ирака и рассматриваем ее исключительно как точку зрения США относительно места Украины в усилиях членов международного содружества в урегулировании нынешней кризисной ситуации». Он отметил, что украинский батальон отправлен сугубо с гуманитарной миссией и будет выполнять в случае необходимости задачи только на кувейтской территории.
«Дню» так и не удалось получить официальный ответ на вопрос — есть ли Украина среди тех стран, которые просили об анонимности. При этом логично спросить, почему бы Киеву не заявить в открытую о своей приверженности к военным действиям США. Возможно, самая главная причина — неприятие населением самой войны, возможны обвинения в непоследовательности, а также возникновение дополнительных «неудобных» вопросов. Украинское население в подавляющем большинстве воспринимает действия антииракской коалиции как проявление агрессии в отношении другой страны. Участие в коалиции означало бы, что власть не прислушивается к общественному мнению. Украина и сейчас отмечает необходимость мирного решения иракского кризиса. Участие в коалиции шло бы вразрез с этой позицией. Наконец, Киев пережил не так давно сложный «кольчужный» этап отношений с США. Декларация об участии в коалиции привела бы к лишним домыслам на эту тему.
Несмотря на это, имеет смысл допустить, что Джордж Буш просто ошибся, когда упомянул украинских солдат вместе с войсками, представляющими антииракскую коалицию. Но и четких опровержений Киева по этому поводу не было.