Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Исчезновение Георгия Гонгадзе: высказаны первые версии

20 сентября, 2000 - 00:00

Как мне кажется, одной из драматичных бед отечественной журналистики есть то, что мы до конца еще не осознали (или не хотим осознать), что профессия журналиста — это политическая профессия. Как бы нам этого не хотелось, как бы это было «неправильно» по всем канонам «правильной», «свободной», «независимой» и т.д. прессы. Тем более, в постсоветских странах, где не сформировалось не только гражданское общество, но и даже устойчивые, «отработанные» связи между различными структурами государства, группами политического влияния, бизнес-структурами, теневыми структурами и т.д. Где нет «правил игры» — в т.ч. и с информацией, ее использованием, ее влиянием и т.д.

Так совпало, что как раз на следующий день после исчезновения поздним субботним вечером Георгия Гонгадзе, в воскресенье в «Итогах» (НТВ) Евгений Киселев прокомментировал одну из статей «Известий», где автор задавался вопросом о том, почему именно медиа Гусинского «раскручивают» некий компромат на некие структуры. И Киселев веско, красиво и эффектно вопрошал: почему, когда журналисты пишут о коррупции, о конкретных неблаговидных делах чиновников, олигархов и т.д. — реагируют чаще не на раскрываемые факты, а на то, кто за этими разоблачениями стоит?.. Можно, конечно, примкнуть к благородному пафосу самого «независимого» московского телеведущего и московского телеканала. Тем не менее, такому ли профессионалу, как Евгений Киселев, не знать, что в наши времена достаточно редко серьезные, «взрослые» компрометирующие материалы появляются в СМИ просто по личной инициативе журналистов, просто в тот момент, когда были обнаружены некие факты, и т.д. Чаще, увы, бывает несколько по- иному, и нередко журналисты становятся — вольно или невольно — всего лишь каналами сброса нужной кому-то информации в нужное кому-то время... Сверхудобным проводником «слива» негатива является Интернет, который, при всей кажущейся хаотичности информационного потока, тем не менее, тоже, конечно же, имеет его «регуляторов». Всем ли журналистам хочется задумываться о той сложной дилемме, которую ставит перед нами профессия? С одной стороны — мы не имеем права молчать, мы обязаны информировать общество о всех фактах явного нарушения его, общества, интересов. С другой — разве мы не должны каждый раз представлять, как, каким образом и кем может быть использована добытая или «подхваченная» нами информация? Это вопрос, на который, конечно же, нет однозначного ответа, и одновременно этот вопрос предельно, даже трагически важен, в том числе, оказывается, и когда речь идет о наших, журналистских, судьбах и жизнях.

Вчера в IREX-Promedia состоялась пресс-конференция коллег Георгия Гонгадзе, на которой была выражена общая обеспокоенность практикой нераскрываемости преступлений, совершенных против журналистов или загадочных обстоятельств их гибели. Более восьмидесяти киевских журналистов поставили свою подпись под открытым письмом Президенту и Верховной Раде Украины, в котором мы обращались с требованием персональной ответственности министра внутренних дел и Генерального прокурора за раскрытие обстоятельств исчезновения Георгия Гонгадзе и всех преступлений против работников СМИ. Общий тон письма — обеспокоенность состоянием свободы слова в Украине, практикой политического давления на журналистов.

В то же время на пресс-конференции были вслух высказаны и те версии, которые до этого уже проговаривались в журналистских кулуарах. Собственно — одна версия: если говорить о возможной политической подоплеке произошедшего с Георгием, то следует заинтересованных в этом искать среди «врагов» того самого олигарха, с которым буквально на последней неделе у журналиста был конфликт.

Продолжение темы на стр. "День Украины"

Наталья ЛИГАЧЕВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ