Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Испытание воли

К чему может привести вывод войск из Ирака?
9 апреля, 2004 - 00:00

«Мы стоим перед испытанием нашей воли и мы достойно пройдем это испытание», — заявил министр обороны Соединенных Штатов, комментируя последний виток насилия в Ираке. По последней информации радикально настроенные шииты во главе с Муктадой Садром захватили города Неджеф, Аль-Кут, Куфа. Последние иракские события поставили перед миром вопрос, на который пока что сложно найти единственно правильный ответ. Как быть дальше с постсаддамовской страной?

Большая часть критики сейчас направлена в адрес США, растревоживших улей, в котором неспособны навести порядок. Вполне возможно, что сам Вашингтон осознает ошибочность решений по Ираку. Население страны возлагало большие надежды на приход военных с Запада, однако у значительной части иракцев до сих пор нет работы, они не имеют возможности управлять собственным государством... Однако даже наиболее жесткие оппозиционеры американской политики признают, что сегодня нельзя оставлять Багдад наедине со своими проблемами. Ханс Бликс, который до недавнего времени возглавлял команду инспекторов по поиску оружия массового уничтожения в Ираке, давал очень жесткие оценки прошлогодней военной кампании США. Но в то же время он твердо убежден, что американцы не могут сейчас покинуть беспокойный регион. «Я не думаю, что большинство иракцев хотело бы, чтобы их оставили. Они боятся войны», — отметил он.

Боевики, участвующие сейчас в нападениях на силы коалиции, не могут считаться выразителями всего иракского народа. Речь идет об организованных бандформированиях, преследующих узкие интересы своих предводителей. Террористы от суннитов не могут простить Запад, что был отстранен от власти их единоверец Саддам Хусейн. Экстремисты от шиитов, наоборот, почувствовали, что они могли бы взять руководство страной в свои руки. Курды пока что пытаются не вмешиваться в ход событий, однако любое ослабление может привести к тому, что они возьмутся за оружие отвоевывать «независимость» северных территорий Ирака. Кто выиграет от того, если оставить вооруженных представителей этих трех религиозных и этнических общин без всякого контроля? Экстремисты не принадлежат к тем людям, которые руководствуются женевскими конвенциями. Они спокойно могут использовать в качестве «живого щита» детей, зная, что представители сил коалиции вынуждены в таких условиях отступать. Они могут вести огонь с мечетей, надеясь, что американцы не осмелятся осквернить выстрелами их святыню. Покинуть Ирак — значит передать его в руки экстремистов. Для того ли свергнут режим Саддама, чтобы в нем появилось несколько сепаратистских режимов Садра?

Восстание иракских шиитов стало значительным испытанием для партнеров Соединенных Штатов по коалиции. 24 тысячи военных из почти 40 стран принимали участие в стабилизации Ирака. Солдаты из Украины, Испании, Италии, Польши, Болгарии, Британии вынуждены отражать жестокие атаки экстремистов. Для украинцев последние дни были особенно тяжелыми — погиб рядовой контрактной службы Руслан Андрощук. Еще пятеро украинцев были ранены. Министерство обороны сообщило, что по состоянию на вчерашнее утро обстановка в зоне ответственности украинского миротворческого контингента в Ираке оставалась сложной, но контролируемой. Случаев нападения на наши подразделения не было. Военные усилили блокпосты, резервные группы, посты наблюдения, внутренние патрули.

...Тем временем оппозиционные политики в Украине «запустили» по новому кругу популистскую риторику о необходимости вывода военных из региона. Выиграют ли от этого украинцы? Вывести оттуда войска — значит помочь экстремистам, превратить стабилизационную миссию в дестабилизационную. Разрешение нынешней ситуации нуждается в комплексном подходе. К нему мир снова оказался не готов. ООН, к которой часто апеллируют в России, Франции или Германии, оказалась не в состоянии даже словесно отреагировать на иракские события. Похоже, что страны-партнеры по коалиции на сегодня остаются единственными, кто может положить конец насилию в регионе. Ирак — линия фронта между терроризмом и свободой. На чью сторону встать Украине?

Сергей СОЛОДКИЙ, «День». Фото Рейтер
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ