Послание президента Российской Федерации Д. Медведева президенту Республики Украина В. Ющенко, содержащее решение не направлять в Киев нового посла России, а также десяток высказанных «обид», является, пожалуй, беспрецедентным в современной истории дипломатических отношений демаршем. Однако чтобы не повторять уже появившиеся мнения других аналитиков, хотел бы начать этот материал, вопреки принятым правилам, с того, чем обычно заканчивают — с вывода. Вывод же относительно главного смысла этого демарша, думается, совершенно справедливо успели высказать некоторые украинские политики (которых в свою очередь успели процитировать российские СМИ), — вступление в игру на выборах президента Украины. Хочется только добавить: Россия — как это часто бывает в последнее время — плохо вступила в игру, а если говорить еще точнее — российское руководство просто по-мальчишески сорвалось в истерику.
В самом деле, одностороннее понижение дипломатических отношений между такими крупными, во многом географически и экономически зависящими друг от друга соседними государствами, как Российская Федерация и Украина — ну чем это не знаменитые мальчишеские выпады типа «назло кондуктору пойду пешком» или «назло бабушке отморожу себе уши»?
Строго говоря, истерические нотки в поведении российского руководства уже проявились в этом году, и об этом мы уже говорили с читателями «Дня». Речь, как, вероятно, читатели уже поняли, идет об абсолютно неадекватной реакции Кремля на подписанную еще 23 марта декларацию между Украиной и Евросоюзом о модернизации украинской газотранспортной системы. До сих пор сам факт этого соглашения действует на Россию, которая ну ни по каким законам рынка не имеет к добровольной сделке двух суверенных сторон ровным счетом никакого отношения, подобно красной тряпке на быка. Не случайно в послании Д. Медведева это событие опять-таки упомянуто в качестве одного из «примеров» «недружественной политики» руководства суверенной Украины в отношении России.
Но вернемся к самому факту появления на свет этого беспрецедентного послания. Зададимся вопросом: а почему оно вообще появилось? Ну, что же такого случилось в российско-украинских отношениях, что Кремль, грубо говоря, «прорвало» и копившаяся истерика вдруг выплеснулась наружу в виде «обвинений», которые на самом деле звучат одно несерьезнее другого?
Рискну высказать личное мнение: а ничего нового, в общем-то, не произошло — просто количество неурядиц, с которыми сталкивается российское руководство и с которыми Украина в головах некоторых политиков хоть как-то косвенно ассоциируется, по законам диалектики перешло в качество. А конкретным поводом, уверен, послужила годовщина событий в Южной Осетии и те международные неудобства, которые Россия по своей же собственной вине терпит вследствие одностороннего признания ею независимости двух составных частей суверенного Грузинского государства — упомянутой же Южной Осетии, а также Абхазии.
И совершенно напрасно известный своими прокремлевскими взглядами политолог В. Никонов (кстати, родной внук многолетнего советского наркома, позднее министра иностранных дел В. Молотова) делает на страницах газеты «Известия» хорошую мину при плохой игре российского руководства, сам себе задавая вопрос и бодро на него же отвечая: «Достаточно ли признания России, чтобы считать эти две страны независимыми государствами? Более чем достаточно». Правда, тут же сам себе противоречит (вот уж воистину оговорка по Фрейду!): «Хуже, что за год независимость не признали наши союзники... что обнажило проблему наших союзников».
Да нет, это вовсе не у «союзников» проблема — «обнажилась», говоря словами Никонова, проблема у самой России, причем очень большая. Проблема в том, что ей, в ее нынешнем виде и при нынешней политике, не доверяют даже ближайшие союзники и партнеры по СНГ и еще более тесным объединениям — таким, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Не доверяют и не надеются, а потому, вполне естественно, соизмеряют свои внешнеполитические действия кто США и Евросоюзом, а кто-то — с Китаем. И это, повторимся, вполне естественно для ответственных суверенных государств — как естественно и то, что российскую авантюру с признанием Абхазии и Южной Осетии не поддержала ни одна страна мира — за исключением, как известно, такого могучего государства, как Никарагуа.
А вот — для контраста — другая цифра. На сегодняшний день 62 страны мира признали независимость Республики Косово. Счет, таким образом, 62:1, и это соотношение четко показывает соотношение сил и успехов в мировой политике и дипломатии между коалицией современных западных государств и устремленной в позавчерашний день, в еще дореволюционное имперское прошлое Россией.
Как знать, не знакомство ли с этим соотношением побудило российское руководство к таким неадекватным действиям в отношении Украины? Но почему, собственно, Украины? — спросят читатели. А давайте вместе поищем ответ в тексте самого послания российского президента.
Итак, в послании Д. Медведева буквально сказано: «Те в Киеве, кто поставлял вооружения грузинской армии и, кстати, не намерен прекращать делать это и сейчас, полностью разделяют с Тбилиси ответственность за совершенные преступления». Изысканный стиль, ничего не скажешь!.. Так вот, «кстати», напомним тем, кто «забыл»: никакой международный трибунал никаких «преступлений» за Республикой Грузия не признал; никто — за исключением самой России — не вводил в отношении ее международных санкций, а значит, грузинская армия как армия суверенного демократического государства, может свободно, в полном соответствии с нормами международного права, снабжаться любыми неядерными вооружениями. Если России это не нравится — это ее право, но делать на этой основе «предъявы» другим суверенным государствам, присваивая тем самым себе функции Совета Безопасности ООН — это, между прочим, смахивает на международное самозванство со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, зададимся элементарным вопросом: а что, кроме Украины, никто армию Грузии вооружениями не снабжает? Что же тогда «храбрая» Россия не отзывает послов из США или какой-то из стран Евросоюза? Или этой «храбрости» хватило только на Украину, которую решили проучить «для острастки» других?
Посмотрим далее послание Д.Медведева, где прямым текстом говорится: «Политическое руководство Украины, игнорируя мнение граждан своей страны — не говоря уже об известной Вам позиции России, — упрямо продолжает курс на вступление в НАТО». По логике авторов послания, получается, что данный факт свидетельствует чуть ли не о международном преступлении Украины и ее руководства! Вообще же, приведенная фраза представляет собой просто набор политико-дипломатических и юридических перлов, которые надо изучать в местах подготовки дипломатов и юристов-международников под рубрикой: «Так не надо делать».
Во-первых, Североатлантический союз опять-таки ни один международный суд «преступной организацией» не провозглашал, а потому вступать в него или не вступать — абсолютно добровольное дело любого суверенного государства, и только его. Напомним, кстати: и при президенте Б.Ельцине, да и в первые годы президентства В.Путина Россия сама зондировала почву на предмет присоединения к НАТО. Так какое же тогда моральное право имеет нынешнее руководство РФ судить других за «курс на вступление в НАТО»? И, опять же, при чем здесь «позиция России»? Разве сама Россия в своих контактах с НАТО с Украиной советуется?..
Во-вторых, обвинять «политическое руководство» суверенной страны в том, что оно «игнорирует мнение граждан своей страны», означает грубейшее и неприкрытое вмешательство во внутренние дела указанной страны. Это подскажет любой студент, занимающийся международным правом, это должен знать любой начинающий дипломат. Видимо, дипломированные, с большим стажем юристы Д.Медведев и В.Путин забыли такую простую истину...
Но, с другой стороны, не забыли инстинкт самосохранения: в сегодняшней НАТО — 28 государств, а «обвинения» со стороны России в стремлении вступить в ряды НАТО «удостоилась» почему-то одна Украина. Опять-таки, посчитали, что Украина — самая слабая, и на ней можно попробовать отыграться за все свои международные просчеты и поражения?
Вот только не просчитаться бы...
Олег ЧЕРКОВЕЦ — доктор экономических наук, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, г. Москва.