Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Исторические подтасовки как политический принцип

Куда целятся так называемые борцы с коллаборационизмом?
28 апреля, 2011 - 19:54

Несомненно, что парламентарии, которые поддержали инициативу коммунистов и недавно отдали свои голоса за заявление Верховной Рады Украины «К 65-й годовщине Нюрнбергского трибунала над фашистскими преступниками», полностью осознавали, что ее целью была компрометация украинского национально-освободительного движения как периода Второй мировой войны, так и более десяти послевоенных лет. Причем те, кто нажимал кнопки «за» или отдал свои карточки для результативного голосования за это постановление (в зале, как всегда, был явный «некомплект»), не обременяли себя согласованием с действующим внутренним законодательством. Не приняли во внимание и явную некорректность в «привязке» к международным документам, на которую указывали некоторые народные депутаты при ее обсуждении, а также в применении термина «коллаборационисты». Но с 1993 года в Украине действует Закон «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», справедливость которого до сих пор никем не отрицалась, согласно которому воины УПА, принимавшие участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории Украины в 1941 — 1944 годах, не совершили преступлений против мира и человечества и реабилитированы (пункт 16 статьи 6), признаются участниками боевых действий в защите Родины. То есть они никоим образом не могут считаться врагами Украины, юридически давно существует признание роли, по крайней мере, значительного количества бойцов УПА в борьбе с фашизмом.

Конечно, если бы этих нардепов (часть которых, а именно из блоков НУНС и БЮТ, избиратели явно не уполномочивали так голосовать) интересовала правда, они бы обратились к обстоятельным исследованиям на эту тему украинских историков, не мешало бы им почитать и публикации в нашей газете, могли бы поговорить они с настоящими фронтовиками из рядов Советской армии. Подчеркнем — с настоящими, а не воинами НКВД.

...Мой отец, Дмитрий Костюкевич, который в 1941 году пошел добровольно на ту войну, командовал батареей и закончил воевать 9 мая 1945 года под Прагой, рассказывал такую историю. «В 1946 году меня с батареей направили для обеспечения проведения выборов в одном из сел Западной Украины (точно по-советски: выборы под жерлами пушек. — В.К.). Первое, что я сделал, это вызвал старосту и сказал: мои ребята не для того прошли войну, чтобы погибнуть здесь. Если убьют кого-то, разверну пушки и прямой наводкой разнесу село. И мы жили мирно. (Не мне судить отца, и о том, что подобный способ «умиротворения» был распространен, можно прочитать в мемуарах некоторых руководителей советских войск, НКВД, красных партизан. Потому что часто только таким образом можно было заставить бойцов УПА отступить. — В.К.) Как-то, — продолжал повествование отец, — зовет меня староста на свадьбу своей дочери, сажает господина офицера на почетное место. Когда закончилось гуляние, спрашивает: «Знаете, кто сидел напротив? Это командир лесных ребят». Я ему: «Почему же ты мне не сказал?» Тот отвечает: «Если бы сказал, меня бы среди живых уже не было». То есть ситуация на Западной Украине действительно была непростой, и каждая сторона была вынуждена балансировать, с одной стороны, на грани крайних методов, с другой — человеческих компромиссов, и преобладало второе. Из тех краев отец вернулся живой, даже не раненный, и кто хочет, может и сейчас услышать от него эту историю лично. При этом он остался убежденным коммунистом. А двух его двоюродных братьев, которые остались в Житомире, взяли в армию в 1944 году (после окончательного освобождения города от немцев). За два месяца после призыва на них пришли похоронки — как и многих украинцев, которые жили на оккупированной Германией территории, их, необученных и плохо вооруженных, сразу бросили в бой...

И еще. Историческим фактом является то, что фашистскую Германию победила антигитлеровская коалиция, а не только Советский Союз, ее капитуляцию вместе с советским маршалом Г. Жуковым 8 мая 1945 года приняли представители высшего армейского командования США, Великобритании, Франции. Вполне очевидно, что после этого дня воины УПА уже ни при каких условиях не могли и не могут считаться коллаборационистами, которые сотрудничали с фашистской Германией, потому что ее не существовало. А они воевали за Украину как минимум до 1956 года, в ряды повстанцев в послевоенные годы влилось немало молодежи, которая уже не имела дела с немцами, но хорошо знала, что такое «советы». Цель обвинений УПА в коллаборационизме очевидна — закрепить в сознании украинцев (да и россиян) пропагандистский посыл: украинские патриоты — это националисты, они уважают УПА, а, следовательно, являются фашистами. А еще дискредитировать борьбу украинских повстанцев как пример успешного вооруженного (да, именно успешного и вооруженного) сопротивления советской системе, как пример самоотверженной борьбы за независимость Украины. А вместе с ними опорочить всех патриотов, бывших и нынешних.

В настоящее время к этим усилиям, кроме коммунистов, которые давно и последовательно проводят дискредитацию украинского национально-освободительного движения, приобщились парламентарии от правящей Партии регионов, Народного блока Литвина и перебежчики из НУНС и БЮТ-«Батьківщини». О какой-то элементарной исторической осведомленности или хотя бы политической добросовестности здесь говорить не приходится. И дело не в вопросе, нужно героизировать УПА или не нужно, а в том, как относиться к борьбе за независимость Украины, собственно, самой независимости. Те, кто пытается дискредитировать УПА, на самом деле целятся в Украину. Постановление о вывешивании красных флагов 9 Мая из того же ряда.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День», Житомир
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ