Когда в июле 2001 года наш корреспондент Михаил Василевский послал в редакцию статью «Ровесница Октября из села Голенищево», то могло показаться, что это только история о «тщеславной бабке Химке», которая упрямо не впускала в свою избу тотальный процесс электрификации, мол, «лампочка Ильича мне до лампочки». Однако реакция журналистов и читателей «Дня» была значительно более глубокой. Трагическая и противоречивая судьба женщины из раскулаченного рода могла стать сюжетом для новейшей «Поднятой целины». Наизнанку.
Масштаб фигуры — необъятный: сколько их еще таких — не согретых теплом и вниманием, таких, как и сама Украина, — многострадальных и бескомпромиссных? С тех пор прошло семь лет, бабы Химки уже нет на свете, однако редакция «Дня» не забыла эту, одну из многих тысяч нерассказанных историй.
Мы предложили участникам Летней школы журналистики «Дня» высказать свое впечатление...
Анна ТИМОЩУК, Национальный университет «Острожская академия»:
«Судьба Химы Остапчук была суровой как с ней, так и с ее ровесниками, которые увидели и испытали на себе столько бед и лихолетья, что трудно и представить!
И баба Химка такая не одна — со своими бедами-тревогами... Сколько еще таких одиноких, брошенных на произвол судьбы людей в различных уголках Украины?! Вот только очень жаль, что о них вспоминают только после публикаций, а до этих пор они просто «скупые и с норовом» люди, никому не нужные и забытые всеми и каждым!»
Анна СЛЕСАРЕВА, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко:
Как мало осталось тех «ровесников Октября», которые увидели в своей жизни, по-видимому, все муки египетские, которые пережили голод и войну... Я всегда пытаюсь поймать их взгляд... Он многое может рассказать и в нем читаешь мудрость и знание. Но разгадать этот взгляд не можешь, словно загадку сфинкса, потому что, встретив, понимаешь — не под силу тебе, мало жила и мало знаешь.
Виктория ПРАСОЛ, Открытый международный университет развития человека «Украина»:
«Можно пережить «Великий Октябрь», Ленина, коллективизацию, но зависть, невнимание и злость людей вечны. Исторические события и годы проходят, а люди — остаются такими же.
Она является устойчивым носителем мыслей, женщина не сливается с серой молчаливой массой и наперекор всему твердо выражает свою позицию. Когда ты прожил большую часть жизни и впереди уже определен ход событий, ужасно в такой ситуации — отсутствие поддержки. Как старая женщина может защититься, кроме как норовистым характером? В этом случае женщине помогло то, что ее судьба стала известна многим неравнодушным. Но, к сожалению, такой поворот судьбы только исключение. И часто на старости, «дописывая» жизнь, остаешься, как героиня знаменитой сказки у «разбитого корыта».
Артем ЖУКОВ, Национальный университет «Острожская академия»:
«Естественная для украинца судьба во времена тоталитарного режима заставила бабу Химу прожить и пережить все стороны «колоритных» репрессий, пятилеток, коллективизаций, индустриализаций и других незабываемых моментов уже части украинской истории.
Ее забыли, считают скупой и замкнутой, все удивляются ее гонору и жажде жизни... Конечно же, такой уже мы народ, гордый. Самодостаточная бабушка из Хмельницкой области останется верной своим жизненным целям, однако, будучи изолированной от общества, теряет радость банальной коммуникации, что могло бы привести к моральному прогрессу, и реинтеграции к социальным массам.
Как бы не хотелось осознавать тот простой факт, который иллюстрирован в статье, что Украина живет, жила и пережила... Пережила не себя, а ту систему, которая, как грязь, затягивает все ненужное. Не потеряв основной идеи своей государственности, своей опоры, которая держит нас, сознательных граждан своего государства, Украина, как бабушка — ровесница Октябрьской революции, существовала вопреки идеологии, которая насаждалась, отбрасывала инновации и излишнюю коммуникацию, но, трудясь всю жизнь, на старости лет получила тот долгожданный участок земли и мизерную пенсию...
Мы — украинцы, и только от нас зависит то, как будут жить наши сыновья и дочери: смотря одним глазом на мир (как баба Хима), или с гордостью осознавая то, что мы являемся частью великого народа со столетней историей и живем в действительно независимом ни от кого государстве».
Ольга ЮДИНА, Днепропетровский национальный горный университет:
«Ни Ильича, ни его лампочки мне не нужно»... Почему? За тяжелую жизни, за все то, что ей пришлось пережить. Так неужели этот процесс электрификации способен перечеркнуть ту боль и стыд, которые выпали на ее долю? Жалкая компенсация, на мой взгляд! Важно, как я считаю, через всю жизнь пронести свои собственные идеалы, моральные принципы, веру, нерушимую и светлую. И пусть говорят, что эта женщина «с норовом», однако она такая, какая есть: искренняя и честная. Она живет по своим законам, несмотря ни на что».
Виктория СКУБА, Национальный университет «Острожская академия»:
«История Химы Остапчук относится к тем ситуациям, когда единичный случай является ярким свидетельством положения в стране в целом. Но общие факты никогда не поражают так, как пример одной искалеченной жизни. Читаешь о бабе Химе — а видишь перед собой жестокие реалии украинской трагедии. А потом мы спрашиваем, куда делась украинская интеллигенция, где работящие украинские крестьяне, каким образом нас превратили в легко управляемую массу? А все украинское, национальное так же осталось на обочине жизни, как и хата бабы Химки на окраине Голенищева. Остается надеяться, что мы окажемся такими же несокрушимыми, как и эта женщина».
Лина ШВЫДКАЯ, Открытый международный университет развития человека «Украина»:
«Баба Химка» много страдала в своей жизни, она пыталась создать свой непобедимый мир, как ее хата, построенная ею же из дуба.
Хима Остапчук через всю жизнь пронесла непоколебимую веру в то, чем жила. Она отказалась от электрификации, от, казалось бы, такого неоспоримого явления в жизни современного человека. Это был ее протест. И пусть этот протест выразила только она, и пусть ее тогда никто не услышал, но так Хима Остaпчук выразила миру, что «не весь тот свет, что от лампочки Ильича».
Можно сказать, что ее жизнь — это частица истории самой Украины. Она — это тот народ, который боролся и борется с тем, что ему угрожает. Пока мы будем бояться стать сознательными украинцами, до тех пор мы и будем только ставить вопросы. А действовать будет кто-то более умный, более сознательный, тот, кто верит в то, что делает и всей силой докажет свою жизненную истину.
Денис ОПАРИЕНКО, Днепропетровский национальный горный университет:
Вообще-то, таких людей, как Хима Хтомовна Остапчук, много, особенно по небольшим городам и селам (знаю это, потому что сам вырос в небольшом городке). Людей этого поколения с такой «закалкой» я понимаю, потому что им пришлось нелегко, очень много экзаменов на их жизненном пути было. Поэтому и сформировался у Химы Остапчук такой сложный характер. Но, возможно, если бы не ее сильный характер, то и не смогла бы стать Химка ровесницею Октября».
Игорь САМОКИШ, Запорожский национальный университет:
За то, что у нее с началом милениума не было в хате электричества, ее «величают» скупой и темной женщиной... Даже не учитывают то, что в советское время Химу Хтомовну безосновательно (семья ее честно трудилась) окрестили кулачкой! «Хочешь есть калачи — не сиди на печи!» — пословица, которая так хорошо известна каждому нам из детства. Кое-кто забывает эту простую истину. Бабушка Хима Хтомовна была не из таких. Поэтому из очерка мы узнаем, что единственное, что вело эту женщину по жизни, — труд и умение терпеть.
Ярослав МИЗЕРНЫЙ, Национальный университет «Острожская академия»:
«Статья «Ровестница Октября из села Голенищево», на мой взгляд, является ценной не только как иллюстративный материал об особенностях советской Украины, но и содержит в себе несколько скрытых идей, которые могут натолкнуть на размышления о строительстве украинского государства.
Во время советского правления баба Химка была своеобразной нонконформисткой. По-видимому, этого нам сейчас несколько недостает, поскольку развивать еще советские идеи — это слишком просто. Сложнее стать основоположником чего-то нового, предложить обществу альтернативу для тотального отстранения от советского сознания.
Химу Хтомовну, бесспорно, не стоит идеализировать. Ее протест против коллективизации, электрификации и других проявлений «советчины» в селе Голенищево, с одной стороны, стоит уважения. С другой же, протест по своей сути процесс деструктивный, он не всегда может перерасти во что-то конструктивное, что мы и видим в этой ситуации.
Баба Химка осталась, фактически, за пределами своей социальной группы. Однако ее жизненный вывод: «Не весь тот свет, что от лампочки Ильича», переосмысленный в русле формирования национальной идеи и государства вообще, может, по моему глубокому убеждению, стать путем развития для нас».
Тамара БАЛАЕВА, Запорожский национальный университет:
«Мне всегда казалась интересной идея показа жизни эпохи, страны, общества через историю жизни отдельной личности. Героиня материала «Ровесница октября из села Голенищево» Хима Хтомовна Остапчук — неординарный представитель своей эпохи. Она — из тех людей, которые не идут за навязанной идеологией. В материале не раз отмечается, что из-за своего гонора Хима Хтомовна страдала всю жизнь. Но несмотря на это, лично меня в этом человеке поражает внутренняя уверенность, жизнь по принципу Омара Хайяма: «Лучше быть одному, чем с кем попало», трудолюбие и трезвый ум, сохраненный до глубокой старости».
Даша КОЦИЛО, Запорожский национальный университет:
Время, в которое жила Хима Хтомовна, разрушило много жизней: те, кто не покорялся, не имели права на полноценное существование. Эта женщина-крестьянка решила самостоятельно противостоять ужасной машине тоталитаризма. Ее жизнь — это постоянное противостояние чему-то невидимому и непреодолимому.
Лидия АКРИШОРА, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко:
«В тот страшный период 30 хгодов, когда украинская земля пухла от голода, а Советская власть утверждала, что все в порядке, умерли миллионы людей. Поэтому и не удивительно, что после всех этих ужасов, Хима Хтомовна Остапчук из села Голенищево предубежденно и с предостережением относилась к людям, современным нововведениям, электрификации и ко всему такому.
Не удивительно и то, что она была грубой, строгой и норовистой, потому что в жизни увидела столько ужасных вещей, что, по-видимому, перестала верить и в жизнь, и в изменения к лучшему. Все увиденные беды, страхи и ужас закалили ее, сделали стойкой».
Екатерина КУДИНА, Запорожский национальный университет:
«Хима Хтомовна Остапчук из села Голенищево жила вне общества и вне времени. Таких людей часто не воспринимают. На всей жизни Химы Хтомовны остался след того страшного поступка режима с ее семьей: «Все забрали: хату, землю, коней, волов, молотилку...»
От голода 1933 года умер брат. А она выжила. Многие просто смирились. И даже до сих пор считают, что при «советах» было хорошо жить. Но Хима Хтомовна не разделяла этого мнения. На склоне лет осталась совсем одна. Существовала в своем времени и пространстве. Но упоминание о ней согревает наши сердца».
Марина МАРТЬЯНОВА, Открытый международный университет развития человека «Украина»:
«Прочитав историю о Химе Остапчук, меня очень поразило то, как в течение XX века жил простой крестьянский народ. Она — человек со специфическим характером, который из-за непростой жизни обиделся на весь белый свет — общалась только с одной своей соседкой. Хима Хтомовна даже отказалась от электрификации, потому что хотела жить своей собственной жизнью, независимо ни от кого».
Александр КАРПЮК, Запорожский национальный университет:
— Одни из лучших учителей истории — это сами люди, которые могут рассказать о своей жизни, поведать историю, которую вы уже никогда не узнаете и не увидите.
Хотим мы этого или нет, а история у нас есть и никогда нас не покинет. Думаю, ее не нужно стыдиться, а принимать как должное и уважать. История в глобальном плане — это как история одного человека: много ошибок, но и много хороших моментов. История мира складывается из историй отдельных людей, о которых стоит вспоминать чаще, чем номера параграфов в учебниках.