13 сентября 1993 г. Шимон Перес и Махмуд Аббас встретились на лужайке у Белого дома для подписания Декларации принципов между Израилем и ООП, или Соглашений в Осло. Лидер ООП (Организации освобождения Палестины) Ясир Арафат и израильский премьер-министр Ицхак Рабин закрепили тогда данное соглашение историческим рукопожатием.
Соглашения в Осло (ставшие результатом секретных переговоров, стимулировавшихся норвежским правительством и проводившихся в столице этой страны) призывали к пятилетнему переходному периоду, во время которого израильские вооруженные силы должны были выйти из сектора Газа и из неуказанных областей Западного Берега и было бы создано палестинское правительство. К соглашению прилагались заверяющие письма ООП и Израиля. Конечной целью, о которой, тем не менее, никогда явно не заявлялось, было создание палестинского государства примерно в границах 1967 г.
Но цели, указанные в Соглашениях в Осло, остались недостигнутыми. Соглашение едва ли переживет 89-летнего Переса и 77-летнего Аббаса, являющихся сегодня президентами Израиля и Палестинской автономии соответственно. Ухудшению перспектив установления длительного мира способствовали несколько факторов.
Возможно, самым важным фактором стало продолжение (и, временами, ускорение) создания израильских поселений на оккупированных палестинских территориях. Некоторые палестинцы Западного Берега и Газы указывали на неспособность Соглашений открыто призвать к окончанию незаконного создания израильских поселений. Но, учитывая слабость ООП и нехватку поддержки в арабском мире после ее отказа выступить против иракской оккупации Кувейта, ее лидеры согласились на несовершенное соглашение, заявив, что вопрос о палестинских границах будет согласован во время переходного периода.
Но 19 лет спустя базирующийся в Вашингтоне Фонд за мир на Ближнем Востоке сообщает, что после подписания Соглашений в Осло на оккупированных палестинских территориях было построено больше еврейских поселений, чем до их подписания. В результате, необходимость прекращения создания новых поселений Израилем оказалась международным (а не только палестинским) требованием для проведения эффективных мирных переговоров.
Еще один важный фактор — непрекращающиеся столкновения. С тех пор как Рабин и Арафат пожали друг другу руки, было убито около 7 тыс. 500 палестинцев и 1 тыс. 400 израильтян, и гораздо больше человек получили ранения или оказались в заключении. Односторонняя политика Израиля по сносу домов в Палестине привела к депортации или лишению жилья многих палестинцев в Иерусалиме, Хевроне, в долине реки Иордан и в других местах. Хотя количество убитых в последние годы резко снизилось, не проходит почти и дня без насилия того или иного рода, часто против гражданского населения, в том числе детей.
Данное насилие подпитывается растущей безнадежностью в отсутствие дипломатического соглашения. Лидеры разных стран сотрясают воздух речами о мире, но не способны смело и решительно взяться за разрешение данного конфликта.
Например, избрание четыре года назад президентом США Барака Обамы возродило надежды на возобновление переговоров. Но посланец мира Обамы Джордж Митчел ушел в отставку, а «квартет» (ООН, ЕС, Россия и США) вышел из игры. Тем временем условное обещание израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху поддержать создание палестинского государства лишилось всякого смысла из-за принятия его правительством провокационной политики создания поселений на территориях, которые должны были войти в состав палестинского государства.
Соглашения в Осло разделили оккупированные территории на три региона. Палестинцы получили самые густонаселенные города, в то время как израильтяне сохранили полный военный и административный контроль над самой крупной территорией — регионом «C», занимающим до 61% Западного Берега.
Многие палестинцы считают, что это служит долговременной сионистской цели оставлять землю безлюдной. Израильские поселения привели к фактической аннексии Израилем территории, на которой палестинцы стремятся создать свое государство. В результате этого, в отсутствие четкого соглашения о границах регион «C» станет объектом самой серьезной конфронтации.
Соглашения в Осло также не смогли поставить палестинцев на путь достижения экономической независимости. По данным МБРР и других международных органов, медленные и запутанные бюрократические процессы и процессы обеспечения безопасности, в том числе сотни КПП, делают экономическое развитие Палестины невозможным.
Проблема усугубляется зависимостью Палестины от израильских товаров, а также контролем Израиля над перемещением товаров и населения между Западным Берегом и находящимся в блокаде Сектором Газа и внутри них.
Целью Парижского протокола 1994 г., одного из важнейших дополнений к Соглашениям в Осло, было определить характер экономических взаимоотношений между Израилем и Палестинской автономией. Но Израиль извратил его в угоду своему бизнесу. Протокол обязывает Палестинскую автономию уровнять цены на определенные товары и свою ставку НДС с израильскими, принуждает палестинцев использовать израильскую валюту и регламентирует таможенные процедуры на пограничных переходах с Иорданией и Египтом.
Палестино-израильский конфликт, которому уже не менее 45 лет, не является сложной проблемой: напротив, его суть можно обобщить одним словом — оккупация.
В конце концов, Аббас добьется признания Генеральной Ассамблеей ООН государственности Палестины, что станет его последним свершением, прежде чем он уйдет из политики, в чем он признался своим главным помощникам. После его ухода Израилю станет не хватать его решительного противодействия насилию и его поддержки сотрудничества в сфере обеспечения безопасности.
Символическое решение о признании государственности и последующая отставка Аббаса подведут итог процессу, начавшемуся в Осло и подрывавшему устремления палестинцев почти два десятилетия. С явным окончанием процесса, начатого в Осло, остаются только два варианта: хаос, экстремизм и насилие или новый процесс мирного урегулирования — в идеале такой, который сможет положить конец оккупации и даст Палестине независимость и свободу наряду с безопасным и защищенным Израилем.
Проект Синдикат для «Дня»
Дауд КУТТАБ — генеральный менеджер социальной медиасети в Аммане, ранее работал профессором журналистики в Принстонском университете