Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

К нам едет Вселенский патриарх!

Добро пожаловать
14 июля, 2008 - 20:06
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Речь сегодня идет о Константинопольском патриархе Варфоломее I (урожденный Димитриос Архонтонис) — 232 м патриархе на троне Вселенских патриархов, которые, начиная с IV века нашей эры, управляли в течение столетий всей христианской ойкуменой. Полный титул Константинопольских патриархов — «Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх».

Димитриос Архонтонис родился в 1940 году на турецком острове Имврос. Школу закончил в Стамбуле (когда-то — Константинополь), богословское образование получил в духовной школе на острове Халки; в 1961—1963 гг. служил офицером в турецкой армии. Он весьма образованный человек — церковное право изучал в Швейцарии и в Мюнхенском университете, имеет научную степень богословия Папского Восточного института в Риме.

В 1973 году будущий патриарх стал епископом, тогда же получил титул митрополита Филадельфийского. Почти 18 лет состоял управляющим Патриаршего кабинета, а 22 октября 1991 года был избран предстоятелем Константинопольской церкви — «первой по чести» в православном мире. Его патриаршая резиденция и кафедральный собор святого великомученика Георгия Победоносца находятся в районе Стамбула под названием Фанар.

В состав Константинопольского патриархата входят четыре митрополии в Турции, на Крите и ряд островов Эгейского архипелага, а также епархии Северной Греции и все канонические епархии греков, проживающих в рассеянии в Западной Европе, Северной и Южной Америке, в Австралии и Новой Зеландии; входят туда ряд русских, украинских и карпаторосских эмигрантских епархий; а еще — Афонский полуостров и автономная православная церковь Финляндии. Самая крупная в Западной Европе русская православная церковь — Парижская архиепископия также принадлежит Вселенскому патриархату. Во Вселенской церкви богослужения праздников, всегда приходящихся на одну и ту же дату, в большинстве епархий совершаются по григорианскому (новому) календарю. Исключение составляют святая гора Афон и ряд приходов Парижской русской Архиепископии. Богослужебные языки Константинопольского патриархата — греческий и национальные языки эмигрантских епархий.

Вселенский патриарх весьма активный и энергичный человек — он постоянно участвует в различных всемирных конгрессах и форумах. Особенно известен своей последовательной организацией различных мероприятий, направленных на защиту экологии, за что получил неофициальный титул «зеленого патриарха», а в 2005 году был награжден премией ООН за заслуги в деле защиты окружающей среды. Известен патриарх Варфоломей также тем, что в 2004 году посетил Республику Куба и освятил первый на острове православный храм.

Нельзя не отметить то обстоятельство, что в 1997 году патриарх Варфоломей посетил Украину — он прибыл в Одессу на белоснежном греческом судне «Элефериос Венизелос». На борту корабля находились участники международного симпозиума «Экология, религия, среда», организованного патриархом (корреспондент газеты «День» имел возможность созерцать этот морской спектакль).

Вселенский патриарх много внимания уделяет экуменизму. Ярким свидетельством его экуменической направленности является приглашение в Стамбул (вернее — в Фанар) Папы Римского Бенедикта XVI. Визит состоялся в ноябре 2006 года. (Это была третья историческая встреча Римских Пап и Вселенских патриархов на Востоке. Первая состоялась в 1965 году, когда, по инициативе Константинопольского патриарха Атенагора, произошла его встреча с Папой Павлом VI. Тогда два патриарха согласились на одновременное снятие анафем 1054 года Константинопольским патриархом Атенагором в Стамбуле и папой Павлом VI — в Риме. Что и произошло (хотя многие светские и церковные люди так и не пошли на примирение.) Позже, в 1979 году, на Востоке побывал папа Иоанн Павел II и встретился там со Вселенским патриархом. Но до сих пор этому историческому событию — снятию взаимных проклятий — так и не было придано надлежащего значения.

Но вернемся в наше время. Пребывая в Стамбуле-Константинополе, Папа Бенедикт ХVI присутствовал на православной литургии в храме св. Георгия. Приветствуя его, Патриарх Варфоломей назвал «благословением мира» визит Папы в день апостола Андрея, т.е. на престольный праздник Вселенской патриархии. Он также сказал, что скорбит о том, что «две Церкви все еще не соединены». По итогам встречи Варфоломей I и Бенедикт XVI обнародовали совместное заявление, которому большинство христианских церквей — увы! — не придало особого значения.

Как видим, патриарх Варфоломей — очень известная и уважаемая во всем мире особа. Однако есть территория, где власти придают Вселенским патриархам весьма мало значения: это страна, где как раз и живут поколения патриархов — Турция. В течение нескольких столетий взаимного существования (после падения Константинополя в 1453 году и завоевания всей Византийской империи султанатом) православные, в том числе православная иерархия, тут всегда подвергались многим ограничениям. Ситуация мало изменилась и в наши дни. Так, не слишком давно Высший апелляционный суд Турции (Анкара) вынес решение, в котором говорится, что предстоятель Константинопольской церкви патриарх Варфоломей не имеет права использовать в своем официальном титуле слово «Вселенский». По той причине, что «Патриархат, которому было позволено пребывать на территории Турции, является объектом турецкого права. А законные основания для претензий патриархата на вселенский статус отсутствуют». Апелляционный суд отметил также невозможность со стороны Турции наделять «специальным статусом» любую из групп меньшинств (в том числе и христиан).

Но самое главное состоит в том, что Турция в очередной раз — в ХХI столетии — отказалась признать патриарха Варфоломея духовным лидером мирового православного сообщества, считая его статус не выше главы местной общины православных греков. Турецкие юристы до сих пор руководствуются положениями Лозаннского мирного договора 1923 года, позволяющего Константинопольскому патриарху находиться в Турции только для духовного окормления граждан греко-православного происхождения, проживающих в Стамбуле!

Отметим, что далеко не все православные церкви выступают за права Вселенского патриарха и Вселенского патриархата — некоторые из поместных церквей даже считают, что Вселенский патриарх давно «занимает чужое место» (нетрудно догадаться, о ком идет речь). Однако Вселенский патриарх имеет много защитников. Так, МИД Греции заявляет, что решение турецкого суда не изменит принятого православного восприятия статуса Константинопольского патриарха: «Вселенский масштаб юрисдикции Константинопольского патриархата основан на международных договорах, священных канонах православия, истории и традиции Церкви... Признание Вселенского патриарха как духовного лидера мира и сейчас, и на протяжении былых веков было глубоко укоренено в сознании сотен миллионов христиан — как православных, так и неправославных — во всем мире».

Раздражает многих также широкая экуменическая деятельность Вселенского патриархата. По этому поводу Патриарх Варфоломей как-то сказал: «Некоторые нас обвиняют и даже часто обижаются на нас из-за того, что мы пытаемся идти на диалог с католиками, мусульманами, евреями, — и выразил сожаление по поводу того, что православные клирики и теологи своими выступлениями часто вызывают у людей чувство ненависти к представителям других религий: — Таким образом они ведут людей к фанатизму, который никогда не был созидательным, а только разрушительным чувством».

Свои слова Вселенский патриарх подтверждает делами — он встречается с израильской общиной и президентом Всемирного еврейского совета, принимает участие в Академических иудейско-православных консультациях, возлагает венки к памятникам жертв Холокоста. В своей речи на открытии иудейско-православных консультаций Вселенский патриарх подчеркнул необходимость преодоления религиозного противостояния; он считает и уверен, что межрелигиозные дискуссии не ставят своей целью обращение кого- либо в другую религию. У них другая задача — понять людей других религий. «Фанатичный человек, — считает патриарх, — небезопасен для общества, а в глубине души не уверен в истинности даже своей веры. Только те, кто уверен в своей вере, сохраняют мир, спокойствие и дружелюбное отношение к людям других религий и конфессий».

Добро пожаловать, Ваше Святейшество!

Нет никаких сомнений в том, что в Украину приезжает выдающаяся личность нашего времени!

P.S. Как стало известно, официальный визит Константинопольского патриарха в Киев начнется 24 июля — в день открытия официальной государственной программы празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси в Украине.

Патриарха Варфоломея будет сопровождать делегация иерархов поместных православных церквей, в состав которой войдут патриархи Александрийский и Иерусалимский, архиепископ Кипрский, митрополиты Константинопольской, Элладской и Антиохийской православных церквей. Отдельно на торжества прибудут делегации Грузинской православной церкви и Армянской апостольской церкви.

В программу празднования входит торжественное богослужение в киевском Софийском соборе 26 июня, а также поездка в древний Херсонес, где, по преданию, принял крещение святой равноапостольный князь Владимир.

В качестве места торжественного богослужения Софийский собор выбран потому, что он не находится в какой-либо определенной православной юрисдикции и поэтому на богослужении в этом храме смогут присутствовать иерархи всех украинских церквей.

Патриарх Варфоломей намерен встретиться, как сообщает пресс-служба Президента Украины, не только с представителями УПЦ МП, но и с иерархами других украинских церквей, а также с государственным руководством Украины. Предполагается, что это положит начало преодолению раскола и созданию единой поместной церкви в Украине.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ