Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Качественное образование: современные измерения

Василий КРЕМЕНЬ: Мы должны готовить «инновационного человека»
14 ноября, 1996 - 18:46

По каким критериям определять качество образования? Какие требования нашего времени и как влияют на задачи образования? Какие изменения в нем необходимы? Какого человека должны готовить в школе? На эти и другие вопросы отвечает президент Академии педагогических наук, академик НАН Украины, доктор философских наук Василий Григорьевич КРЕМЕНЬ.

— Василий Григорьевич, на ваш взгляд, в чем состоят требования нашего времени к качественному образованию?

— Сегодня общество, и не только украинское, но и современная цивилизация в целом, выдвигают к человеку ряд относительно новых требований. И образование как сфера, обеспечивающая в первую очередь развитие человека, развитие личности, должно сформировать человека, который был бы адекватен этим новым требованиям, чтобы этот человек был успешным, конкурентоспособным в жизни. Я назову несколько таких вещей. Первое: в связи с тем, что человечество все больше входит в этап инновационного типа прогресса, современное образование и общество в целом, безусловно, должны готовить инновационного человека, то есть человека с инновационным типом мышления, инновационным типом культуры и способностью к инновационному типу деятельности. Почему это необходимо? Да потому, что сегодня, как никогда раньше, изменение знаний, идей, технологий происходят быстрее, чем меняется поколение людей. Чтобы человек был способен к инновационной деятельности, он должен научиться учиться.

КАК НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ?

— Что и как нужно менять в нынешней школе?

— В первую очередь, необходимо сполна использовать переход среднего образования к 12 годичному обучению для обновления, приведения в соответствие с современным развитием науки содержание школьных предметов, подготовки действительно современных учебников, комплексного обеспечения учителя необходимыми методическими разработками.

Нужно настойчиво готовиться к введению профильной старшей школы. Здесь очень много проблем — от подготовки соответствующих учебников до практического разрешения организации профильного обучения. Особая трудность возникнет в сельской местности. Важно осуществлять организационное совершенствование деятельности средних учебных заведений. Пока у нас средняя школа слабо дифференцирована на начальную, базовую и старшую. Но ведь известно, что обучение и воспитание в каждой из них должно существенно отличаться,, с учетом возраста ребенка. Когда ребенок одиннадцать лет проводит в одном и том же помещении и коллективе, то он привыкает к неизменности условий. Во взрослой жизни у человека окружение все время меняется — и каждый раз нужно утверждаться в коллективе снова и снова.

Слово «школа» по отношению к старшей школе, я уверен, совсем не должно употребляться. Это должны быть лицеи — специально созданные учебные заведения, где будут мощные преподавательские коллективы, сориентированные на работу по определенным направлениям именно с определенной категорией детей.

Сегодня есть большие проблемы в реализации классической функции образования — в получении знаний. К большому сожалению, наши программы перегружены вспомогательным материалом, и ученики очень часто сориентированы на то, чтобы этот вспомогательный материал запоминать. Программы нужно разгрузить, и я думаю, что пришло время — и это мое предложение — создать национальные предметные комиссии по каждой школьной дисциплине, куда бы входили представители Национальной академии наук, Академии педагогических наук, Министерства образования и науки, педагоги, работники культуры с тем, чтобы отработать по каждому предмету оптимальное содержание, где было бы предусмотрено освещение новейших достижений в той или иной сфере. Вместе с тем, эта программа должна быть по силам ученику соответствующего возраста, и вместе с тем она должна максимально давать не только знание, но и учить ребенка осваивать знания в будущем.

Мир движется к «знаниевому» обществу. Когда это говорят, то чаще имеют в виду существование все более мощных информационных потоков. Это, безусловно, составная «знаниевого» общества, но, на мой взгляд, «знаниевое» общество только тогда будет образованным, когда будет подготовлен человек, способный жить и работать на основании полученных знаний. Т.е. знание — не рядом с человеком, знание не для экзамена, не для зачета, а знание как основа, методология поведения и деятельности — как профессиональной, так и бытовой. К большому сожалению, эта сторона в нашем образовании чрезвычайно слабо пока что реализуется. И без того, чтобы ввести такой тип учебной деятельности, мы не сможем готовить человека конкурентоспособного.

— Если наша школа сможет готовить «знаниевого» человека, будет ли этого достаточно для формирования современной личности?

— Мы должны готовить не только «знаниевого» человека, но и развитую личность, самодостаточную личность. Современный мир настолько коммуникативно богат, что человек все больше и чаще подвергается очень противоречивым воздействиям. Чтобы человек оставался самим собой, а тем более был эффективным, нужно, чтобы он был более самодостаточен, чем раньше, способен производить свою сознательную позицию, действовать осознано. Мы должны как можно скорее покончить с авторитарной, репрессивной педагогикой, перейти к толерантной педагогике. Если ребенок воспитывается в авторитарной среде, он и формируется на основании соответствующих факторов. То есть он не становится самодостаточным, он будет действовать по принципу: «чего изволите»? И до тех пор, пока мы не сможем демократизировать образование, до тех пор у нас не будет действительно стабильной, демократической системы в обществе, не будет эффективного рынка, потому что и первое, и второе нуждается в человеке, который способен сам действовать, а не быть слепым орудием в тех или иных руках.

ГЛОБАЛИСТСКИЙ ЧЕЛОВЕК И ЯЗЫКОВОЙ ПРОРЫВ

— В каком еще ракурсе нужно, на ваш взгляд, перестраивать образование?

— Создание качественного образования заключается в том, что школа, образование, общество должны готовить глобалистского человека, то есть человека, способного жить в глобальном пространстве. Сегодня это становится все более и более необходимым, и здесь задач очень много, начиная с мировоззренческой подготовки ребенка, который бы понимал, в каком мире он живет — в глобальном мире, в глобальной среде, в глобальных контактах, — и включая языковую подготовку ребенка. Мы должны в образовании осуществить языковoй прорыв, а вслед за этим осуществить языковoй прорыв в обществе. Мы должны не соревноваться, кто какой язык не хочет изучать, мы должны соревноваться, кто знает больше языков.

Мы должны осуществить технологизацию обучения и готовить технологичного человека. То есть человека, способного эффективно пользоваться современными технологиями — в частности, компьютерной техникой. Но наряду с этим в технологической составляющей я хотел бы отметить, что мы должны восстановить и традиционные технологии, которым раньше нас учили в школах. Я считаю, что каждый выпускник школы должен быть готов к вождению автомобиля и получить соответствующие права. В школе человек должен получить нужную для жизни квалификацию.

— А относительно ценностной ориентации школьника? Какая роль школы в этом вопросе?

— Современное образование должно готовить человека с современной системой ценностей. К большому сожалению, в силу определенных инерционных процессов пока что есть неодиночные случаи, когда в ребенке утверждают систему ценностей, отжившую свое время. А это стреноживает человека, это не дает ему возможностей раскрыться так, как бы он раскрылся, если бы опирался на ценности современные. Например, сегодня молодое поколение иначе восприняло, воспринимает патриотическое воспитание по сравнению с тем, как это воспринимало мое поколение. Можно иногда услышать, что в условиях глобализации о патриотизме нет смысла говорить, потому что «все люди — братья». Это не совсем так, потому что глобализация — это не только сближение народов, создание единого экономического пространства, информационного поля. Глобализация — это заострение конкуренции, распространение ее на все сферы общественной жизни. И в этой конкуренции выиграют те государства, те нации, которые будут наиболее сплочены, в большей степени будут осознавать свои национальные интересы. А это невозможно без соответствующей работы в школе, в системе образования, без формирования патриотических чувств, чувства национального единства…

ТЕСТИРОВАНИЕ И МЕДАЛИСТЫ

— Какой вы видите систему измерения знаний в школе?

— В образовании у нас все больше утверждается внешнее тестирование. Но нужно, чтобы тестирование не ограничивалось только выпускным классом, когда ребенок впервые встречается с этим типом деятельности. Необходимо, чтобы тестирование было введено на протяжении всего школьного образования не только по итогам года, но и, скажем, по итогам нескольких тем... Кстати, Академия педагогических наук по своей инициативе вместе с Центром независимого тестирования и с рядом издательств готовят сборники тестов по каждому предмету. Такие сборники в этом учебном году издадут.

— Василий Григорьевич, в своих выступлениях вы всегда говорите о ребенкоцентризме в образовании. Объясните, пожалуйста, подробнее, что это значит?

— Ребeнкоцентризм в образовании — это когда воспитание и обучение каждого ребенка осуществляется на основании развития его природных способностей. Академия педагогических наук, чтобы помочь утвердить ребeнкоцентризм в образовании и перестроить образование на основании способностей ребенка, сегодня работает над созданием Института одаренного ребенка. Уже определенное время ученые обсуждали вопрос о создании инфраструктуры, которая бы целостно исследовала одаренность ребенка и ребенка вообще, потому что в Украине не было такой структуры. Поэтому Академия педагогических наук обратилась относительно создания такой структуры к правительству. В результате — 8 августа постановлением Кабинета Министров в составе Академии педагогических наук создан Институт одаренного ребенка.

Сложно представить ребенка, чтобы он был во всех направлениях одинаково талантлив или был совсем неталантлив. Такого не бывает. Исходя из этого, я хотел бы предложить дискуссию о продолжающейся до сих пор практике вручения золотых медалей. Я искренне уважаю медалистов, я сам был золотым медалистом, дочка у меня медалистка. Но целесообразна ли эта медаль, тем более в современных условиях? О том, что парень или девушка будет медалистом, как правило, известно за два или за год до окончания школы. И все в классе видят, что этим пока что виртуальным медалистам, как правило, красивым детям, учителя иногда завышают оценки. Другим же — нередко занижают. Так формировалась двойная мораль и создавалась несправедливость. Сейчас, когда вводится тестирование (а оно будет обязательным), скажите, пожалуйста, разве может у медалиста быть результат тестирования хуже, чем у «немедалиста»? Логика подсказывает, что нужно теперь формировать медалистов по результатам тестирования, проходящего в последние недели обучения в школе. Я понимаю, что даже изготовить медали и соответствующим образом осуществить выдачу их невозможно за такое короткое время. Но главное — не в этом.

Попытка ребенка, а особенно родителей, чтобы ребенок любой ценой был медалистом, вредит самому ребенку, потому что он вынужден уделять максимальное внимание всем предметам, а особенно тем, которые ему тяжело даются: ведь нужно получить высокую оценку. Вследствие этого не уделяется достаточное внимание тем предметам, где ребенок наиболее талантлив, потому что основные силы расходуются на его нелюбимые предметы. Вот почему такой подход мешает развивать ребенка на основании его собственных талантов. Я считаю, что здесь нам следует осуществить изменения и ценить не общее оценивание по всем предметам, а в большей мере ценить высокие показатели по отдельным предметам. Не зря ведь когда-то у нас была практика, когда большой вес имели оценки по профильному экзамену и определенный вес имели почетные грамоты именно по профильным дисциплинам. Поэтому я бы в качестве морального поощрения ввел бы (или сохранил бы) схему чествования выпускников школы именно по результатам тестирования — и определял бы места уже по результатам тестирования. Пусть хотя бы в рамках школы.

О ЛИШНИХ ЗНАНИЯХ

— То есть вы предлагаете иные, нежели существуют сейчас, критерии определения значимости успехов выпускников школ?

— Существуют страны, где по каждому предмету своя система оценивания — разный максимальный бал, сама шкала оценивания другая. И это полезно, потому что ребенок должен научиться крутиться в разных системах координат. Нужно создать в Украине общие комиссии по каждому предмету, скажем, комиссии министерства, Академии педагогических наук, Национальной академии — с тем, чтобы посмотреть очень внимательно на содержание обучения, на соотношение этого содержания и современного развития науки, на то, как здесь выделены базовые знания, не обременена ли программа информационным сопровождением, необязательным для запоминания. У нас ученики сейчас перегружены из-за того, что мы даем лишние, ненужные знания, которые не имеют базового характера. Я уже не говорю о том, что, безусловно, нам следует не просто учить детей использовать на практике знания, но и учить так, чтобы дети сразу видели практическую значимость новых знаний уже в процессе самого изучения их. Понятно, что человеку важны не знания как таковые, а знания как основа деятельности и жизни. Я уверен, что цель образования — сделать человека самореализованным, а значит — счастливым.

Подготовила Людмила РЯБОКОНЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ