В мутной кризисной реке с весьма стремительным течением каждый из политических игроков пытается выловить свою золотую рыбку, часто меняя и тактику «рыбалки», и собственно наживку. Например, Президент Ющенко недавно твердо заявлял, что единственный выход из кризиса — это внеочередные парламентские выборы, но вот уже спустя несколько дней глава государства говорит, что примет любой формат коалиции. Премьер Тимошенко тоже не отстает. Если в начале прошлой недели глава правительства уверенно убеждала публику, что законы, принятые 2 сентября совместными усилиями фракций БЮТ и Партии регионов, никто не принесет в жертву ради новой коалиции «сердечных» и «оранжевых», то вскоре общество увидело, как эти самые законы дружно ликвидируют соратники премьера и Президента. Что уж говорить о бывшем спикере Владимире Литвине, у которого, судя по всему, таки семь пятниц на неделе. Сегодня Владимир Михайлович говорит, что готов быть участником коалиции с БЮТ и НУ-НС, завтра же уверяет, что коалиционные переговоры — это фарс, в котором он не намерен участвовать.
В партийном лагере экс-премьера Виктора Януковича тоже, мягко говоря, не все гладко. Из первой пятерки избирательного списка ПР образца прошлого года нынче на стороне господина Януковича, помимо лично его самого, играют лишь двое: Инна Богословская и Нестор Шуфрич. Вне игры при разных обстоятельствах остались такие сильные фигуры, как секретарь СНБО Раиса Богатырева и Тарас Чорновил. В целом же тактика регионалов при нынешней кризисно-коалиционной игре, как говорится, без купюр демонстрирует, что лидер самой крупной парламентской фракции в Раде нынешнего созыва, во-первых, не может позволить себе принимать самостоятельные решения, во-вторых, Виктор Федорович часто, как, впрочем, и Тимошенко с Ющенко, руководствуется горячими эмоциями, а не холодным расчетом.
Не секрет, что лидер Партии регионов был готов заключить коалиционный брак с фракцией имени Юлии Тимошенко, заняв при этом пост спикера. И, казалось бы, вот-вот тандем Янукович — Тимошенко скрепит своими автографами соглашение о создании парламентского большинства между ПР и БЮТ. Однако решающий «пенальти» в исполнении заочного лидера и ключевого финансового донора ПР Рината Леонидовича свел к нулю вероятность рождения коалиции бютовцев и регионалов. Ахметов сыграл в пользу Президента, которому коалиция БЮТ и Партии регионов могла принести ох как много неприятностей, начиная от внесения изменений в Основной Закон без участия в этом процессе гаранта Конституции и заканчивая импичментом действующему хозяину Банковой. После неудачной коалиционной помолвки «сердечных» и «сине-белых», собственно, и начались переговоры о создании нового большинства старого формата между БЮТ и НУ-НС. И чего греха таить: переговоры эти скорее напоминают фарс, а не желание соратников главы государства и главы правительства — двух Кириленко, которые, к слову, не способны принимать самостоятельные решения, использовать последний коалиционный шанс.
Возможно, эта политическая игра с элементами низкопробного шоу длилась бы до бесконечности, однако Конституция предусматривает четкие временные рамки, а конкретно — 30 дней для создания новой коалиционной сборной после распада прежней. Этот срок истек на прошлой неделе, и Виктор Ющенко уже заявил, что если до вторника, 7 октября, не будет создана коалиция любой конфигурации, он воспользуется своим правом и завизирует указ о досрочном прекращении полномочий ВР VI созыва. Какая музыка зазвучит на политической сцене в ближайшее время — коалиционная свадебная мелодия или же похоронный парламентский марш, «День» поинтересовался у ведущего научного сотрудника Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины Александра ДЕРГАЧЕВА.
— Пан Александр, где, простите, искать «врача»? Как такое априори может быть, что два высших должностных лица большого государства не смогли в один день и в одно время поделить между собой один самолет, не могут поздороваться друг с другом в аэропорту? Это первый класс, детский сад — что это?
— Вообще, если искать конкретные иллюстрации (не только самолет), мы увидим ответ, который, опять-таки возвращаясь к детству, лежит в плоскости: а кто первый начал?
Инициатором всегда выступает Президент, поскольку у него есть больше возможностей, позволяющих ему руководить премьер-министром. С обратной же стороны такое управление невозможно. Однако приходится констатировать, что есть и более общие причины, связанные с тем, что у нас политические лидеры — одиночки. Понимаете, вокруг них нет равных для беседы, для дискуссии, они являются личностными лидерами, и даже если занимают государственные должности, все равно они остаются единоличными лидерами со своими индивидуальными качествами. Это — состояние политической элиты и, соответственно, почва для намного большего проявления личных качеств, нежели это, как правило, происходит в цивилизованных странах. Чрезвычайно много присутствует личностных элементов во взаимоотношениях не столько между двумя государственными деятелями, которые беспокоятся о государстве, сколько между двумя соперниками, которые едва ли не ежедневно пытаются продемонстрировать свои преимущества публике. Кроме того, есть эмоции. Что касается эмоций, то, если мы говорим о Ющенко и Тимошенко, они проявляются с обеих сторон. Если ранее Тимошенко могла вести учет личных обид и личных жертв, то сегодня она весь накопленный резерв выплескивает и позволяет себе действовать демонстративно, а это, естественно, еще больше обижает Президента. И в итоге мы наблюдаем этакую гонку обид...
— А в условиях этой гонки обид, в условиях политической лихорадки реально ли принять Ющенко и Тимошенко адекватный и оперативный выход из кризисной ямы, которую они вырыли общими усилиями каждый, правда, своей лопатой?
— Думаю, что стратегические договоренности между ними, такие, которые действительно позитивно влияли бы на ситуацию в государстве, невозможны. Разве что они вынуждены будут пойти на перемирие, но это будет лишь эпизодом на дистанции до президентских выборов.
— Можно ли говорить о том, что сегодня мы видим полное банкротство лидеров Майдана? Другими словами, можно ли утверждать, что, стоя плечом к плечу на главной площади страны четыре года назад, Виктор Андреевич и Юлия Владимировна лишь играли в дружбу, держа в кармане небезызвестную комбинацию пальцев, — или их взаимная антипатия вспыхнула так резко, как спичечный коробок?
— Это, знаете, весьма сложный вопрос. Можно рассуждать, насколько природным было участие в выборах, а потом — президентство Ющенко. Вообще складывалось такое впечатление, будто его пришлось уговаривать возглавить оппозицию и порвать с Кучмой. Кстати, у Ющенко тогда если и было в планах разворачивать собственную политическую карьеру, то разве что в качестве наследника. Когда же это стало невозможным, ситуация для него была сложной: идти в лидеры, а тем более — лидеры революции. Если же говорить о банкротстве, то надо спросить, а чем его это банкротство измерять? Рейтингами? В таком случае — да, у Ющенко банкротство, а у Тимошенко, напротив, — рейтинг с тех пор вырос в три-четыре раза.
— Почему, как вы считаете, даже после политических походов налево рейтинг Юлии Владимировны если не растет, то остается на прежней отметке? Электоральные адюльтеры позволяли себе и Ющенко, и Тимошенко, а в итоге при полном проигрыше первого вторая — на вершине народных симпатий?
— Дело в том, что Ющенко — руководитель другого типа. Если сравнивать его с Кучмой, то надо сказать о том, что он — куда более подходящая фигура для президентского поста в период демократических трансформаций. Но он не заполнил эту нишу, а Тимошенко приходилось все время, причем намного чаще, нежели это предусмотрено Конституцией, идти на выборы, наращивать потенциал своего блока. Вообще, надо сказать о том, что Тимошенко как публичный политик сильнее Ющенко и уж тем более намного сильнее Януковича, которого лепят, которому все готовят — а он только лишь озвучивает и представляет. У Тимошенко есть и менеджерские, и актерские черты. Кроме того, она, избегая крайностей, все же пытается предлагать позитивную программу. В итоге на фоне низкого доверия граждан к власти как к таковой она является наиболее привлекательной и сохраняет свой потенциал.
— Сегодня мнения касательно нынешней ситуации разделены: одни говорят, что досрочные выборы — это хаос, бесправье, другие убеждены, что внеочередная парламентская перезагрузка приведет к смене элит. В условиях опять-таки политической лихорадки, в условиях, когда игра идет на поражение, когда первые лица государства не выбирают выражений в адрес друг друга, в итоге ударяя по общегосударственным позициям на мировой арене, могут вырасти новые, адекватные, отличные от действующих лидеры?
— Ситуация в некоторой степени является благоприятной, поскольку есть общественный запрос на новых лидеров и новые политические силы. Этот запрос не слишком артикулирован, однако если бы определенный проект был успешным, он оттеснил бы тех, кто теряет доверие, более того — надоел обществу. С другой стороны, действительно ситуация в определенной степени искривляет нормальное развитие политической элиты. Но тут дело даже не в бардаке, а в том, что лидеры заинтересованы в консервации определенных черт этого состояния. Возможно, не в общем, но наверняка — в части ограничения конкуренции, ограничения замашек на собственные позиции. В этом смысле можно высказать и разочарование. Приведу пример. На днях госпожа Тимошенко заявила, что она против открытых списков. Следовательно, она выступает против обновленной избирательной системы, против того, чтобы в парламент попадали более самостоятельные люди. Ей удобнее лично составлять списки и оставаться на вершине, вне всякой конкуренции.
В целом, нужно сказать, нынешняя ситуация сложилась так, что необходимо думать в общем над эффективностью власти, ведь дефицит управляемости действительно серьезно угрожает стране. Если сейчас мы можем говорить о кризисе политической элиты, политической верхушки, то долго это продолжаться не будет, поскольку у нас отсутствует механизм саморегулирования. Скажем, частые смены правительства в Италии мало влияют на повседневную жизнь. А у нас все же влияют, тем более, что есть еще неразрешенные проблемы местного самоуправления, проблемы свободного бизнеса, который руководствовался бы законами, а не бюрократами. Еще плюс — очень слабое гражданское общество, а особенно слабые эти структуры на востоке страны. Все это вместе не позволяет нам, так сказать, перезагрузить эту систему и не слишком обращать внимание на то, что они там, в верхах, делают. Получается, что сегодня у нас не в повестке дня шаг навстречу европейской системе, где обновление элит, во-первых, намного более динамично, во-вторых, напрямую зависит от эффективности работы элиты. Да, у нас есть плюрализм, есть разнообразие, но все-таки достойного выбора не хватает. Другими словами, набор существующих политических сил оставляет нас в тех политических границах, которые не дают оснований ожидать серьезных качественных изменений. В этом смысле выборы без новых правил игры мало что дадут. Поэтому я думаю, что парламентские выборы принесены в жертву выборам президентским. Если же эти выборы произойдут, это будет просто определение плацдарма для еще одних, президентских, выборов.
— Что, на ваш взгляд, стало решающим шлагбаумом на пути заключения коалиционного брака между соратниками Тимошенко и Януковича, ведь почва, в том числе электоральная, была подготовлена с обеих сторон?
— Такая коалиция была неудобной как для БЮТ, так и для Партии регионов. Для ПР меньше, поскольку у них нетребовательный электорат, который не особо ориентируется в политических ценностях и принципах. Они ориентируются на лидера. Вместе с тем, там была и остается неопределенная ситуация с лидером, потому что Ахметов выступал против союза с БЮТ, а Янукович не мог не принимать во внимание его позицию. В этом контексте можно говорить о том, что Президент посредством заметно развившихся в последнее время связей с Ахметовым помешал Партии регионов выступить монолитно и реализовать проект коалиции с БЮТ. Что касается Тимошенко, то для нее такой союз был рискованным, потому что сложно было бы объяснить этот шаг электорату. Вместе с тем, думаю, что полностью нельзя исключать возвращения к этому проекту. Ситуация развивается весьма стремительно. В частности, обращает на себя позиция Тимошенко: выполнять все требования Президента и ждать очередных преград.
— Украинские лидеры, в частности, Президент Ющенко, премьер Тимошенко, спикер Яценюк, каждый по-своему объясняет лидерам других государств то, что происходит нынче в Украине. Кто-то говорит, что нынешний кризис — очередной признак наличия демократии в нашей стране, кто-то называет политическую истерию небольшой турбулентностью, кто-то говорит о полном параличе власти как таковой. Какой, на ваш взгляд, является нынче украинская картина на мировой «выставке»?
— Все три определения ситуации, которые вы презентовали, несут в себе частичку истины. Да, у нас действительно демократия. Поэтому есть плюрализм, присутствуют разные мнения, есть ориентация на выполнение определенных процедур и так далее. Но демократия несовершенная, не подкрепленная ни красивой традицией и культурой, ни сильным менеджментом политической элиты. Поэтому хаос, поэтому беспорядок, поэтому наличествует малоуправляемый кризисный процесс. Как выглядит страна? Очевидно, что это — молодая демократия, которой много прощается, однако когда из Киева звучат настойчивые предложение об интеграции, этой демократии напоминают, что она должна взрослеть, укрепляться, становиться более эффективной. В целом мы имеем имидж молодой страны с не слишком образованной, не слишком моральной и не слишком зрелой элитой. Но все же это закономерно и не нужно так уж этого пугаться, поскольку это правда. Это просто правда. Против Украины работают, когда речь идет о конкуренции, начиная от привлечения инвестиций и заканчивая Евро-2012. Но имидж формируется за счет выявления реальных качеств украинского государства и украинского общества. Это тот уровень, от которого мы должны отталкиваться и, модернизируя, постоянно улучшать его.