Что необходимо парламенту для эффективной работы? Поменять его качество или количество? Наделить его большими или меньшими полномочиями? Ответы на эти вопросы вряд ли дадут возможные изменения Конституции Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко, о которых так много говорят сегодня. Переговорщиков, скорее всего, беспокоит будущее распределение власти на годы вперед для себя. Вряд ли они задумываются о том, как сделать так, чтобы бывшие бизнесмены, их секретарши и водители, нынче ставшие народными депутатами, вернулись к своим прежним рабочим местам. Или о том, как сократить срок своего пребывания в стенах парламента и тем более — количество народных депутатов.
На фоне нарастающего экономического кризиса власть показала свою неспособность разрешить ряд проблем, касающихся непосредственно качества жизни общества. В результате доверие к власти со стороны общественности стремительно упало. Мегафракции в парламенте это прекрасно ощутили, поэтому, собственно, и начали искать выход из ситуации. И теперь в парламенте имеет шанс появиться коалиция, прозванная «ширкой». Но дело не столько в названии, сколько в кулуарных договоренностях, где мнением народа никто не интересуется. Вероятные союзники под покровом ночи решают, как приватизировать право народа избирать себе президента, мало того, парламент вообще становится заложником договоренностей. Ведь ВР должна будет действовать по заранее написанному сценарию, и о каком, в таком случае, качестве работы парламента тут можно говорить? Как один из вариантов повышения качества работы Верховной Рады «День» предлагает точку зрения нашего автора Владимира Стуса.
Каждый раз по мере приближения очередных или с увеличением вероятности внеочередных парламентских выборов появляются предложения изменения структуры парламента или как минимум избирательного законодательства. Поскольку политические партии и проводимые ими избирательные кампании финансируются не снизу, за счет членских взносов, а крупным бизнесом, то понятно, чьи интересы отражают все парламентские реформы, проводимые в течение последних десяти лет, и в чем причины их неэффективности.
Попытку очередной реформы сверху, наблюдаемую сейчас, осложняют два обстоятельства. Во-первых, рост иммунитета избирателей к политтехнологиям на фоне резко возросшей социальной напряженности, связанной с резким падением уровня жизни. Во-вторых, серьезные трудности с финансированием все более дорогостоящих избирательных кампаний крупным бизнесом в условиях экономического кризиса.
ОСТАНОВИТ ЛИ БОЯЗНЬ СТИХИЙНОГО МАЙДАНА?
Сгладить остроту положения, просто «заболтав» его, не позволяет начавшаяся президентская избирательная кампания. Теоретически из этой ситуации есть два выхода.
Первый состоит в том, что силы, осознающие себя как новую украинскую аристократию, пойдут на обострение ситуации, перестанут прикрываться демократическими ценностями и сделают попытку силовым путем наглядно показать остальному народу его статус — холопов и быдла. Тогда первых лиц будут избирать лучшие люди, причем избирать надолго, возможно пожизненно, т.е. переход к сословному обществу будет формализован.
Другой, более вероятный, вариант возможен, если крупный бизнес не захочет рисковать, испугавшись потерять, что имеет, в результате масштабного и стихийного Майдана. Тогда ему снова придется пойти на частичные уступки, в том числе в вопросах избирательного законодательства и структуры парламента.
В связи с этим возникает вопрос определения принципов оптимального избирательного законодательства и структуры парламента с точки зрения избирателя — ведь ни одна политическая сила это не предложит. Но что считать точкой отсчета — как определить саму точку зрения избирателя?
Представляется, что это наиболее общие и долговременные черты украинского общества, в течение многих лет подтвержденные сотнями социологических замеров. Например, вряд ли кто-то возьмется оспаривать существование устойчивой поляризации разных регионов страны по языковому вопросу, отношению к культурно-историческому наследию, ориентации на разные центры геополитического влияния и стратегию развития страны в будущем.
Другой отличительной чертой, характерной для всех регионов страны, является недоверие к политикам, политическим партиям и органам власти. В стране нет ни одного политика или партии, устойчиво популярного (популярной) на всей территории страны. Спустя полгода после избрания любого Президента, премьера или спикера, его рейтинг начинает стремительно падать. Мы больше патриоты страны, чем государства.
Третьей очевидной чертой является повышенная политическая активность граждан.
Какова же должна быть структура парламента и избирательное законодательство, соответствующие этим основным и долгосрочным особенностям избирателей? Очевидно, что, с минимальным искажением и максимально быстро формализирующая консолидированное мнение избирателей в законы и отсеивающая любые односторонние решения по вопросам с поляризацией мнений. Государственная мудрость в демократической стране — это безусловное следование политиками и чиновниками воле большинства граждан и соблюдение прав человека. Т.е. главное — это обеспечить быстрый и сравнительно недорогой механизм отсева тех политиков и партий, которые, придя в парламент, забывают о данных избирателям обещаниях. Если посмотреть на избирательное законодательство и структуру парламента, то направления изменений становятся очевидными.
МЕНЬШЕ КНОПКОДАВОВ — БОЛЬШЕ ПОЛИТИКОВ
Прежде всего, это радикальное уменьшение количества народных депутатов. Не на проценты, а в разы! Простое сокращение числа депутатов позволит достичь значительного эффекта. Меньше будет проявляться психология толпы, вырастет конструктивность и оперативность работы парламента. Физически уменьшится возможность блокирования работы парламента.
Избирателям и самим партиям станет легче контролировать свои списки — автоматически отпадает необходимость в непонятных избирателю открытых списках. Представителям крупного бизнеса, покупающим места в проходной части списка, сложнее будет прятаться от внимания избирателей, да и сама стоимость депутатского мандата возрастет. Сложнее станет голосовать чужими карточками. Депутат будет меньше кнопкодавом и больше политиком.
ДВУХПАЛАТНЫЙ? ОДНОПАЛАТНЫЙ? ЕСТЬ ВАРИАНТЫ...
Не думаю, что идея двухпалатного парламента имеет реальные перспективы. Во-первых, это снизит оперативность работы парламента. Во-вторых, вызывает большие сомнения демократичность нормы пожизненного сенаторства для бывших президентов в обход воли избирателя. Теряется сущность представительского органа, ведь пожизненный сенатор не зависит от воли избирателя и представляет лишь самого себя. При существующем уровне политической конкуренции принятие таких изменений в Конституцию представляется маловероятным.
Более эффективным способом был бы возврат к смешанной системе избрания парламента с долей мажоритарных депутатов, например, 1/3 от их общего количества. Это позволит лучше представлять интересы регионов в парламенте с сохранением доминирования партийной, т.е. структурированной основы.
Кроме того, однопалатный парламент со смешанной формой избрания в условиях сильной политической конкуренции практически исключит риск искусственного, вопреки воле значительной части избирателей, создания двухпартийной системы.
Но возврат к смешанной системе ничего не даст избирателю без устранения главного недостатка — покупки голосов избирателей в прикормленных территориальных округах. Увеличение размера избирательных округов вследствие сокращения общего числа депутатов и доли мажоритарщиков в нем это проблему не решит. Опыт массового подкупа избирателей на столичных выборах это ярко демонстрирует, как и неспособность правоохранительных органов ему противостоять.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПРОБЛЕМЫ ПОДКУПА?
Представляется, что решить проблему подкупа избирателей на системном уровне можно путем одновременного внедрения двух новаций.
Первая состоит в запрете избираться депутатом совета любого уровня более двух раз подряд. Сейчас эта норма действует в отношении Президента. В перспективе имеет смысл распространить ее не только на депутатов всех уровней, но и на все избираемые должности. Для депутатов-мажоритарщиков запрет избираться более двух раз подряд резко снизит эффект прикармливания избирательных округов. Кроме того, позволит избавиться от профессиональных депутатов, десятилетиями пребывающих в партийных списках, и фактически потерявших какую бы то ни было связь с избирателями. Введение запрета баллотироваться более двух раз подряд будет способствовать демократизации партийных фракций. Все существующие партии — это партии вождисткого типа, построенные по образцу КПСС. Невозможность лидеру партии более двух раз подряд баллотироваться в парламент поневоле сделает любое партийное руководство менее авторитарным.
ФОРМАЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВО НЕ ГАРАНТИРУЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ
Другой кардинальной новацией, необходимой не только для предотвращения массовой прикормки избирательных округов, но и для повышения эффективности работы парламента в целом, предлагается сокращение срока каденции парламента до двух — двух с половиной лет с запретом его досрочного роспуска и снятие обязательного требования формирования коалиции. Уменьшение срока каденции повысит зависимость действий парламента от воли избирателей. Избиратели будут лучше помнить о былых предвыборных программах и обещаниях. Парламентарии из-за приближающихся выборов будут вынуждены выполнять хоть что-то из обещанного во время избирательной кампании. Работа парламента без угрозы его роспуска станет более плановой. Сокращение каденции вместе с запретом баллотироваться более двух раз подряд сбалансирует сокращение возможности граждан быть избранным вследствие уменьшения количества депутатов. Требование устойчивой парламентской коалиции нецелесообразно — когда по большинству вопросов устойчивого большинства нет в обществе, то его не может быть и в парламенте. Даже после введения нормы обязательного большинства, формирующего коалицию, все равно большинство фактически остается ситуативным. Так зачем с ним бороться? Ведь практика показала, что само по себе наличие формального большинства в парламенте не гарантирует его эффективной работы.
Системный подход тем хорош, что с решением основной проблемы попутно решается и ряд других, казалось бы, не менее острых. Сколько было говорено об отмене депутатской неприкосновенности... Некоторые, даже сделали этот тезис основным месседжем избирательной кампании, правда, с провальным результатом. Между тем, сокращение в разы числа народных депутатов, сокращение срока каденции парламента также в разы и запрет баллотироваться более двух раз подряд, с одной стороны, существенно снижает привлекательность покупки мандата с целью получения неприкосновенности, а с другой стороны, по-прежнему будет гарантировать народным избранникам защиту от преследования по фактически политическим мотивам.
Аналогичным образом решается пресловутая проблема императивного мандата.
Содержание такой Верховной Рады для налогоплательщика будет обходиться не дороже нынешнего — уменьшение срока каденции и более частые выборы будут компенсированы радикальным снижением количества народных депутатов.
ПРИДЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ОБЕЩАТЬ, НО И ВЫПОЛНЯТЬ
Но как же депутаты, сейчас представляющие интересы крупного олигархического и монопольного бизнеса, т.е. формирующейся потенциальной аристократии, согласятся на избирательное законодательство и структуру парламента, ориентированные на интересы избирателя?
Какая вообще может быть мотивация у формирующейся аристократии отказаться от построения современного сословного общества?
Такая мотивация есть.
Важнейшей отрицательной мотивацией является страх все потерять в результате очередного Майдана или стихийного и масштабного всплеска насилия.
Отношение народа к результатам приватизации и владельцам крупного бизнеса хорошо известно. О массовой реприватизации, обещанной Майдану, тоже помнят. Обыски с бронетранспортерами также не забылись.
Как только запахнет жареным, наша аристократия с готовностью сдаст все достигнутое многолетним подкупом политиков и чиновников, подковерными переговорами и дорогостоящими PR-кампаниями. Сдаст, чтобы потом снова большую часть вернуть, как это уже было после Майдана.
Важнейшей положительной мотивацией является конкуренция элит. При объективно сокращающейся возможности эксплуатации политической и административной ренты уровень конкуренции будет стабильно высокий. В этих условиях повторить опыт нынешних первых лиц вряд ли кто захочет. Т.е. придется не только обещать перед выборами, но и хоть что-то выполнять из обещанного, хоть немного учитывать мнение избирателя при принятии важнейших стратегических решений. И так шаг за шагом, постепенно, по мере ротации первых лиц влияние избирателей будет нарастать.
ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?
Другое дело, что из-за неоднозначного и драматического внешнего фактора процесс демократизации растянется на многие и многие десятилетия. Описание влияния внешних факторов займет не одну статью, но главный вывод простой: если Украина сохранится в современных границах, то она не сможет импортировать демократию, а будет неизбежно вынуждена развивать свою. А это о-о-очень долгий процесс. Возможности влияния на него ограничены, но они есть. Поскольку реальная демократия строится снизу, то каждый из нас на своем уровне может в определенной мере ускорить этот процесс, своей активной позицией гражданина и избирателя влияя на политиков и стоящий за ними крупный бизнес по ключевым направлениям их мотивации, описанным выше. Главное — это сохранение высокого уровня политической конкуренции и противодействие любым попыткам ограничить права и свободы избирателей. Любыми ненасильственными методами, в том числе и с помощью новых Майданов как прототипа новой формы всеукраинского вече — высшего органа прямой демократии народа.
Применительно к нынешней ситуации — это протесты в мирной форме против создания любой широкой коалиции как фактора снижения политической конкуренции, идущего вразрез с предвыборными обещаниями потенциальных коалициантов.
А если дело дойдет до попыток отмены прямых выборов президента, переноса срока выборов местных органов власти или любого другого изменения Конституции, снижающих возможность избирателя влиять на власть, то призываю всех снова выйти на Майдан и показать слугам народа, кто в стране является высшей властью и носителем суверенитета. Показать, что народ не биомасса и не позволит низвести себя до уровня быдла.
Хочется надеяться, что на следующем Майдане люди будут не кричать фамилию политика, выбранного на роль очередного избавителя и народного Президента, а станут добиваться власти для самих себя — внедрения реальных механизмов влияния избирателей на власть как на выборах, так и, самое главное, в период между ними.
КОММЕНТАРИЙ
Константин МАТВИЕНКО, эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика»:
— Я думаю, что сегодня Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко используют парламент как одноразовый механизм гарантирования своих полномочий для внесения изменения в Конституцию. В дальнейшем же парламентарии для них перестанут быть интересными и превратятся в простых кнопкодавов, исполняющих указания Януковича и Тимошенко. И только при возможных разногласиях между Виктором Федоровичем и Юлией Владимировной повысится субъектность отдельных депутатских групп.
А эффективность работы парламента усилится только в случае улучшения этики народных депутатов. Я думаю, что дело не в количестве парламентариев. 450 народных депутатов для 46-милионного населения Украины — это оптимальный вариант. К сожалению, проблема в другом: депутаты не занимаются своей прямой деятельностью — представительством территории и социальных слоев. Поэтому проблема в качестве их поведения и эффективности, а не в их количестве. Также я нахожу негативным сокращение срока полномочий нардепов, так как это ведет к утрате законодательной преемственности деятельности парламента.