Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как не стать заложником нового президента

10 июля, 2003 - 00:00


Около 4 тысяч человек (по оценкам правоохранительных органов) пикетировали вчера Верховную Раду и Кабинет Министров, требуя ввести мораторий на повышение цен на продукты, товары первой необходимости, коммунальные услуги и квартплату. В акции участвовали представители парламентской оппозиции. Используя этот повод, лидер БЮТ Юлия Тимошенко заверила их в том, что парламентская оппозиция не проголосует за президентский законопроект об изменениях в Конституцию, а в случае его принятия Верховной Радой — организует осенью всеукраинские акции протеста. К забастовке призвал — от имени лидера «Нашей Украины» Виктора Ющенко — и «нашеукраинец» Владимир Яворивский. Разумеется, при этом лидеры оппозиции не говорили о целях блокируемой ими политической реформы: ограничение полномочий президента, формирование механизма взаимной ответственности парламента и правительства, в конце концов — предотвращение ситуаций, подобных в нынешней Верховной Раде под занавес сессии... К слову, вчера утром в парламенте вновь ни один из четырех проектов постановления об информации правительства о ситуации в АПК и угрозе продовольственной безопасности государства не смог набрать необходимого количества голосов. Наверное, все ушли на митинг

Острая дискуссия вокруг возможных изменений к Конституции при всем разнообразии высказываемых мыслей практически не затрагивает едва ли не самого главного обстоятельства — кто лично будет осуществлять власть то ли по обновленному, то ли по оставленному в нынешнем виде Основному Закону. Не учитывая этой стороны проблемы, можно идти сколь угодно далеко в размышлениях и прогнозах. И ошибиться. Потому что каждый закон, не говоря уже об изменениях к Конституции, принимается и будет приниматься нашим парламентом только с учетом места и роли тех, кто этот закон принимает.

Говоря о политической реформе, о возможном перераспределении власти между ее ветвями, нельзя обойти личностей, роль которых (в отличие от роли законов и процедур) в отечественной истории диалектически возрастает с каждым новым годом демократии. Главное действующее лицо украинской политики — президент страны. За почти десять лет пребывания на этой должности Леонида Кучмы мы успели хорошо оценить все плюсы и минусы именно такой формы государственного строя с именно таким человеком во главе. И перед тем как представить в президентском кресле другого человека, следует определить, кем он будет.

УДАЧНЫЙ МОМЕНТ

Рассмотрим, что несет в себе нынешняя президентская форма правления государством. Начнем с председателей облгосадминистраций, которые очень любят, чтобы их называли «губернаторами», и сами себя так называют. Атмосфера, царящая вокруг так называемых «губернаторов», представляет собой настолько специфическое явление, что бывшие первые секретари обкомов по сравнению с «губернаторами» выглядят ангелами. В большинстве областей без ведома и согласия первого лица области или его ближайшего окружения не осмеливается пошевелиться ни одна более-менее серьезная коммерческая структура. Никто на местах уже не скрывает того, что «губернаторы» контролируют едва ли не все структуры, которые осваивают бюджетные средства в регионе, работают с природными ресурсами или связаны с еще каким-либо прибыльным бизнесом. Областные начальники откровенно кичатся своей властью и влиянием — конечно, пока не видит тот, кто их назначил. На районном уровне все это выглядит еще более карикатурно, особенно в моменты прибытия туда областного руководителя. Ну просто по Салтыкову-Щедрину.

Понятно, что, получив должность из рук главы государства, так называемый «губернатор» может ее в любой момент потерять. Отсюда и особенности региональной политики и экономики. Отсюда и политики из рядов оппозиции или «альтернативы», которые просто-таки бредят креслом главы госадминистрации, которое им светит в случае избрания «нужного президента». Отсюда и настороженность всех без исключения участников политического процесса. Сейчас более важно — сделать так, чтобы новый президент не усилил негативные тенденции, которые всем хорошо известны. Чтобы деловые люди, а таких за десять лет в Украине стало на несколько порядков больше, не ощущали полной зависимости своего бизнеса от того, кто сегодня при власти. Более удобного момента для изменения правил политики и бизнеса, чем выборы нового президента, просто не найти. И стремление изменить Конституцию, т.е. правила политической игры, именно сейчас, является естественным желанием не стать заложником нового президента, кто бы им ни стал. Когда, как не сейчас, можно законодательно, на уровне Основного Закона предостеречь страну от повторения ошибок, назовем это так, допущенных за прошедшие десять лет?

КТО ЭТО БУДЕТ?

Еще полтора года назад казалось, что альтернативы высокорейтинговому Виктору Ющенко быть не может. Все работало на него, даже слабые попытки дискредитировать лидера «Нашей Украины» ложились ему, как говорится, «в масть». Провластные политики могли и до сих пор могут назвать только одну альтернативу Ющенко — Леонида Кучму. Именно действующий глава государства, несмотря на все оговорки, способен и сегодня объединить вокруг себя так называемые провластные силы, направить их энергию в нужном направлении.

Но главное заключается в том, что властными рычагами для влияния на результаты народного волеизъявления пользуются все, кто на данное время при власти в конкретном городе, области, районе, независимо от того, к какому политическому лагерю они себя относят. Позволю себе перефразировать старую поговорку, которая теперь может звучать так: как человек идет к власти, так он будет и править. Кто сегодня скажет, что взаимное недоверие, растущее между участниками бывшей оппозиционной «четверки», не имеет оснований?

Уже сегодня можно сказать, что единый кандидат в президенты от оппозиции возможен, но это не Виктор Ющенко. Слишком много хотят приближенные к лидеру «Нашей Украины» политики; слишком долго они ждали, храня верность, чтобы в случае чего делиться плодами возможной победы с кем-то еще. А когда представить отдельные лица из окружения Ющенко на ключевых должностях в государстве, то поневоле хочется продолжить полномочия нынешнего Президента, хотя это и противоречит действующей Конституции. Единый кандидат от социалистов, коммунистов и Юлии Тимошенко теоретически возможен. Не для победы, а для максимальной выручки в процессе выборов. Но и здесь не все так просто.

Еще более сложной является ситуация в составе пропрезидентской «девятки», где также не вырисовывается пока что человек, способный стать новым президентом. Вероятно, что такой человек не появится и в ближайшие месяцы. Ни один из участников нынешнего парламентского большинства не позволит, пока есть для этого силы, стать одному из нынешних коллег на ту же ступень власти, на которой находится ныне Кучма. Можно бесконечно вести переговоры, однако отсутствие результата является очень реальным. Единственный выход — ограничить полномочия новоизбранного президента, по сравнению с полномочиями нынешнего. А для этого, смотри выше, следует изменить Конституцию. Как именно изменить? Здесь практически у каждого есть свое видение, обусловленное завоеванными на сегодняшний день позициями.

ПРОСТО ПРЕЗИДЕНТ

Однозначно ясно, что нового Кучму, какую бы фамилию он ни носил, не хочет никто, кроме наиболее вероятного сегодня кандидата в президенты. Как ни парадоксально это звучит, но именно Виктору Ющенко наиболее выгодно сохранение нынешнего статус-кво. В этом желании он остается практически один, теряя даже ближайших союзников. Потому что все другие, хоть левые, хоть правые, хоть еще какие, желают изменения роли будущего президента в государстве. Вряд ли возможно серьезное объединение «все против одного», однако ситуативно этого отнюдь нельзя исключать. Потому что здесь совпадают интересы всех, кому «не светит» или самому стать президентом, или иметь на этой должности «своего» человека. Президент Украины с нынешними полномочиями никогда и ни для кого не будет полностью «своим».

Выход — поиск путей к цивилизованной модели президентской власти, при которой глава государства не является обладателем всей полноты исполнительной власти, а назначенные им наместники в регионах не являются временными, а поэтому безжалостными «царьками». Признаемся себе, что нынешняя наша власть, особенно на местах, все меньше и меньше напоминает демократию. И не нужно ссылаться на людей, которым «так удобнее», которые «равнодушны и не ходят на выборы». Как только люди увидят в избранном ими руководителе, пусть это городской председатель, пусть (хотелось бы) областной, пусть президент, не всесильного властителя, а нанятого ими на определенное время управляющего, демократия вернется к нам.

Вряд ли именно этим желанием руководствуется большинство воюющих ныне за изменения в Конституции политиков. У каждого из них свой интерес. Шанс страны в том, что интересов этих много, и они очень разные. Отсюда и реальный случай сделать кандидатов в президенты на будущих выборах не кандидатами в авторитарные лидеры, а политиками нового уровня, достойного Украины XXI века.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ