Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как обуздать аппетиты госмонополистов?

8 ноября, 2006 - 19:09

Вчера бывший министр финансов на всю страну предсказал, что инфляция в этом году в Украине достигнет 14%. Не станем сейчас обсуждать этику этого поступка, мотивация которого, похоже, определяется приписываемой любой оппозиции формулой «чем хуже, тем лучше». Но в одном он, конечно, прав: в этом году страна и ее усредненный гражданин (Президент раньше именовал его маленьким украинцем) особенно не разбогатеют.

Время от времени все мы ищем ответа на вопрос о том, почему наша потенциально богатая страна, несмотря на постоянные усилия стать реально богатой, остается такой, какой она есть, или, попросту говоря, бедной. Ответов много и разных. И находить их можно в широком диапазоне наук. От политики, истории — до психологии. Особенно много их у экономики. Например, вот такой: бедность — производная нерегулируемого или плохо регулируемого государственного монополизма.

С этим каждый встречался на обычном нашем базаре, где жаловаться некуда и некому. (В древние времена в Украине на базарах были специальные люди, именовавшиеся старостами, которые ежедневно устанавливали цены на все товары и строго следили за тем, чтобы эти предписания не нарушались).

Но в экономике государства управу на монополиста все же можно найти. Это — Антимонопольный комитет, призванный следить за тем, чтобы цены в стране устанавливались исключительно на рыночной основе, а вернее — в результате конкуренции. Но что делать с так называемыми природными монополиями, которые поставляют людям газ, тепло, воду, а также другие блага и услуги, находясь при этом в государственной собственности. Для обуздания их аппетитов в нашей стране создаются также национальные комиссии по регулированию государственных монополий в таких отраслях, как энергетика, связь, транспорт. Не обойтись и без комиссии по жилищно-коммунальным услугам, которые, похоже, в ближайшее время будут регулярно огорчать граждан скачками цен. Это во власти таких комиссий, с одной стороны, не допустить, чтобы госмонополисты получали сверхприбыли, а с другой, и это не менее важно, — не довести их своим ценовым регулированием до банкротства, в результате чего граждане могут вообще остаться без жизненно важных услуг.

Такие комиссии в нашей стране уже действуют, но, признаться, не без нареканий. Помните, как НКРЭ (Нацкомиссия по регулированию энергетики) установила тарифы на газ украинского производства для населения, которые затем были существенно снижены по указанию правительства Виктора Януковича? Этот сам по себе очень отрадный факт, тем не менее разъясняет, почему гражданин не может полагаться на справедливость решений, принимаемых этими госорганами, которые принято называть еще и независимыми. На самом деле они, во всяком случае пока что, независимы исключительно от потребителей, которым должны служить. А вот с государственными органами (министерствами, Кабмином) у них сложные и плохо выписанные в законодательных актах отношения. Например, упомянутое газовое решение было принято, скорее всего, не без давления со стороны Минтопэнерго (в составе правительства Еханурова). А отменено по указанию нового нынешнего правительства. И что бы члены комиссий не рассказывали журналистам о разных там принципах, в том числе и о своей независимости, давлению со стороны правительственных органов они противостоять не способны хотя бы потому, что входят в систему государственной исполнительной власти, возглавляемой Кабмином. Куда им деваться...

Как сделать такие комиссии действительно независимыми, какими они являются, например, в странах Европы? Ведь в результате их члены будут чувствовать себя, наряду с правительством, ответственными за ценовую политику, за уровень инфляции и даже за уровень бедности. И не смогут исподтишка кивать на дядю, который якобы принудил принять то или иное решение.

Группа народных депутатов, в составе которой представители практически всех парламентских партий, подготовила законопроект об одной из уже действующих комиссий, в котором тщательно выписаны принципы ее работы. И, пожалуй, главная новелла состоит в том, что при этом комиссия не попала в систему исполнительной власти (определение звучит так: государственный орган со специальным статусом, подконтрольный Президенту и подотчетный Верховной Раде). Этим комиссия по сути выведена из-под влияния и давления правительства и министерств, т.е. исполнительной власти, которая нередко сообразует свои решения и требования исключительно с политическим моментом: между выборами она, пардон, поплевывает на избирателя, а как только они приближаются, начинает к нему заискивать.

Нынешнее правительство, преисполненное сейчас самых лучших намерений в связи с тем, что ему срочно нужно придавить разбушевавшуюся инфляцию, хочет оставить рычаги для управления такими комиссиями у себя. Но, думается, у него хватит мудрости посмотреть на этот вопрос шире. Ведь жизнь еще не заканчивается... Страну нужно строить не на неделю, не на месяц, и даже не на квартал...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ