Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как правильно любить Тараса,

или Чем отличается научная дискуссия от скандала?
5 июля, 2006 - 20:16

От президентского кабинета до сельской хаты — везде вы найдете на стене изображение Тараса Шевченко. Памятники Кобзарю — повсеместно. Его именем названы площади, улицы, учебные заведения... В общем, в наочном проявлении любви и почета избытка нет. Притом в искренности этих чувств сомнения тоже нет. Хотя иной раз и закрадывается мысль: а не стали ли все эти зримые знаки восхищения лишь привычным фоном, за которым, собственно, теряется личность самого Тараса Григорьевича. Творчество его знаем зачастую поверхностно, довольствуясь тем, что прочитали в юности. С биографией — знакомы, но опять же — в общих чертах, в школярских пределах. Как включить Т. Шевченко в нашу реальную жизнь — духовную и, если хотите, общественную, чтобы масштаб его гения помог нам понять самих себя и Украину уже в глобализированном мире? Да просто как можно большее количество наших сограждан заинтересовать творчеством Кобзаря, причем используя адекватные их возрасту, образованию, подготовке способы. Можно, издавая псевдонаучные эпатажные опусы. Но это, согласитесь, путь сомнительный. А можно — используя новейшие и современные технологии: в книгоиздании, музейном деле, в других видах искусства. Вот для сторонников второго пути как раз есть две хорошие новости. Первая — вышел седьмой том академического собрания сочинений Т.Г. Шевченко, полностью посвященный изобразительному искусству гения, которое как раз для большинства остается в тени поэзии Кобзаря. Новость вторая — Указ Президента Украины №529/2006 «О создании научно- исследовательского и культурно- информационного центра «Шевченковский дом».

Правда, первая новость была широкой общественностью не замечена. Вторая — вызвала реакцию бурную, но неоднозначную, которая заставила задуматься: чем отличается научная дискуссия от скандала? Наверное, готовностью выслушивать аргументы сторон и искать точки соприкосновения. Среди противников создания центра в первую очередь сотрудники Национального музея Тараса Шевченко на бульваре Шевченко в Киеве, который, согласно указу, будет перенесен в новосозданный центр. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию две точки зрения: как сторонников создания «Шевченковского дома», так и их оппонентов.


***

Позавчера Наталья Клименко, генеральный директор Музея Т. Шевченко Татьяна Чуйко, заместитель генерального директора по научной работе Василий Билинчук-Портяк, ученый секретарь Юлия Шиленко, главный хранитель музейных фондов и Кирилл Стеценко, член Национального совета по вопросам культуры и духовности собрали представителей СМИ на пресс- конференцию, чтобы рассказать о состоянии дел с музеем.

— Понимая важность создания такого центра, как «Шевченковский дом», который будет местом сосредоточения и исследования национального рукописного наследия, мы не можем согласиться с фактической ликвидацией музея как самодостаточного учреждения, со своей спецификой деятельности, — сказала Наталья Клименко. — Также работников, руководство музея и членов Национального совета по вопросам культуры и духовности, которые в тексте указа выступают в роли инициаторов, тревожит тот факт, что даже без осведомления музейного коллектива и членов Национального совета был подготовлен и подписан указ Президента, в котором содержится распоряжение о дальнейшей судьбе музея. Фактически указ поставил под угрозу активную научно-просветительскую и культурно-информационную деятельность музея в дворцовом доме, в котором он функционирует с 1949 года.

Гендиректор музея Н. Клименко опирается также на то, что в 2001 году Музей Т. Шевченко получил статус «национального», поэтому она ссылается на Указ Президента Украины от 16 июня 1995 года, где в пункте 2 Положения о статусе национального заведения говорится о том, что органы государственной власти обязаны не передавать закрепленное за национальными заведениями (учреждениями) Украины имущество любым органам, предприятиям, учреждениям, организациям. Эту же концепцию поддержал Кирилл Стеценко: «Было три заседания Национального совета, но вопрос, касающийся реформирования Музея Т. Шевченко, ни разу почему-то не рассматривался. Это своего рода продолжение советской практики, где только для формальности обсуждались некоторые вопросы, но все делалось по четко установленному плану». В общем коллектив музея воинственно настроен и даже не хочет слушать идею перенесения музея в другое помещение. Василий Билинчук-Портяк заявляет, что они будут делать все для того, чтобы музей остался на своем месте. «Я не вижу смысла выселять музей с бульвара Шевченко, где находится Шевченковский парк, памятник Кобзарю, построенный в честь поэта. Мы собираемся проинформировать общественность и также действовать в правовом поле»...

Возникает главная проблема, связанная с будущим помещением. Где конкретно оно будет находиться — никто не знает. Вообще работники музея не видят никаких оснований переносить его в другое помещение. По их словам, музей функционирует, проводятся художественные выставки, литературные и творческие акции и тому подобное. «Для сохранения коллекции созданы все необходимые условия, температурно- влажностный и световой режимы отвечают установленным нормам», — утверждает Юлия Шиленко. Работники считают, что перенесение музея пытаются осуществить с другой целью. Существуют версии, что на базе музейного дома хотят создать заведение для разнообразных встреч, фуршетов и других мероприятий. Как сказал Василий Билинчук- Портяк: «Мы не допустим, чтобы святая святых использовалась в других целях».



Алексей КОСТЮЧЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ