На следующий день после официального признания ЦИК победителем президентских выборов Виктора Ющенко Виктор Янукович заявил, что никогда не согласится с результатами повторного голосования 26 декабря и намерен обжаловать их в Верховном суде Украины (на момент сдачи номера такая жалоба в суд еще не поступила), а затем обратиться и в Европейский суд по правам человека. Существуют, по крайней мере, две версии такого иска, озвученные руководителем штаба кандидата Тарасом Чорновилом. Согласно одной из них, гражданин Янукович будет опротестовывать в Европейском суде решение Верховного суда, принятое после второго тура президентских выборов: В тот же день на пресс-конференции Т.Чорновил озвучил и другой вариант: «Что касается Европейского суда по правам человека, то мы не будем подавать ходатайство о признании выборов недействительными, это — не его компетенция. Там речь идет о признании грубого нарушения прав людей, которые не смогли проголосовать, на которых осуществлялось давление, — этот процесс уже не связан непосредственно с президентскими выборами». Т.Чорновил добавил, что, по его информации, в Европейский суд уже начали поступать заявления от простых граждан, количество которых, мол, исчисляется десятками тысяч.
«День» обратился за разъяснениями относительно предмета возможного иска в Европейский суд в связи с прошедшими выборами, процедуры рассмотрения дел в этом суде, значения и последствий его решения для Украины к заместителю Министра юстиции Украины — Уполномоченной по вопросам соблюдения Конвенции о защите прав и основных свобод человека Валерии ЛУТКОВСКОЙ . Кстати, именно она в случае, если бы такая жалоба была подана сегодня, представляла бы Украину в Европейском суде.
— Предметом иска в Европейский суд может быть нарушение прав, гарантированных Конвенцией о защите прав и основных свобод человека. Среди них действительно есть право на свободные выборы, но там четко определено, что это право касается выборов в законодательный орган. Кроме того, там есть право на свободу выражения взглядов, право на мирные собрания и т.д. Но что касается прошедших в Украине 26 декабря выборов, то мне трудно сказать, о чем может идти речь в заявлении, поскольку неизвестно, от чьего имени будет подана жалоба, нарушения каких прав она будет касаться.
Что же касается возможности подачи заявления в Европейский Суд по поводу нарушения прав гражданина Виктора Федоровича Януковича, якобы имевшего место вследствие якобы неконституционного решения Верховного Суда после второго тура выборов, то это вообще невозможно. Все вопросы, касающиеся конституционности каких-либо положений закона, — это предмет рассмотрения только национального Конституционного суда. Вопрос же относительно конституционности решения Верховного Суда вообще не подпадает ни под юрисдикцию Конституционного суда, ни под юрисдикцию Европейского Суда. Под юрисдикцию Европейского Суда он не подпадает в связи с тем, что Европейский Суд, как я уже говорила, рассматривает иски только на основании Конвенции и тех прав, которые определены в ней. А Конституционный Суд, согласно закону об этом органе судебной власти, не имеет права рассматривать вопрос о конституционности решений других судебных органов Украины.
Время рассмотрения заявления в Европейском суде по правам человека зависит от большого количества обстоятельств. Но в любом случае это дело, если оно будет принято к рассмотрению Европейским судом, будет рассматриваться в среднем от года до пяти лет.
Процедура рассмотрения дела в Европейском суде следующая: жалобу имеют право подать как физическое или юридическое лицо, так и группы лиц и неправительственные организации. Далее жалоба попадает на рассмотрение комитета в составе трех судей Европейского суда, которые должны определить либо неприемлемость данного дела, либо вопрос о коммуникации с правительством государства-ответчика (в данной ситуации — с правительством Украины). После этого правительство Украины будет иметь право изложить свою позицию по данному делу. Правительство Украины в Европейском суде представляет Уполномоченный Украины по правам человека. На сегодняшний момент это я. После того, как станут известны позиция Украины и позиция заявителя — обе стороны имеют право обменяться этой информацией через Европейский суд, — суд выносит первое решение по поводу приемлемости или неприемлемости данного дела. Если дело будет признано приемлемым к рассмотрению по сути, следующая стадия — это стадия дружеского урегулирования, когда государство и заявитель имеют возможность договориться об определенных уступках и компромиссах. Следующая стадия — это рассмотрение по сути. После этого Европейский суд выносит решение. Если будет констатировано нарушение одной из статей Конвенции, то государство имеет право обжаловать данное решение в Большой палате Европейского суда. В случае же, когда решение вступает в законную силу, то сам Европейский суд определяет сумму справедливой сатисфакции, которую должно уплатить государство. Кроме того, государство обязано осуществить еще несколько мер общего и индивидуального характера. Меры индивидуального характера направлены обычно на то, чтобы восстановить нарушенное право заявителя, а меры общего характера — на то, чтобы больше не было причин для заявлений в Европейский суд по такому же поводу.
Сейчас очень трудно говорить о возможных последствиях возможного решения Европейского суда, потому что неизвестно и даже трудно себе представить, по какому поводу может быть подана жалоба. Предположим, Европейский суд изменит собственную практику, которая складывалась в течение 50 лет, и решит применить пункт о парламентских выборах к вопросу нарушения прав в ходе выборов президента. Здесь опять-таки неизвестно, о каком праве будет идти речь — о пассивном или активном избирательном праве. То есть будут ли это жалобы инвалидов, которые не смогли проголосовать вследствие особенностей применения закона о выборах президента 26 декабря. Или же это будет жалоба относительно права избираться и быть избранным. В первом случае Украина должна будет изменить соответствующий закон, и этим, вероятно, все ограничится. Во втором случае ситуацию спрогнозировать сложнее, поскольку практики рассмотрения подобных вопросов еще не было. Точно можно сказать только одно — ни отменить результаты выборов, ни назначить повторные Европейский суд не может.
Кстати, государство само определяет — под контролем комитета министров Совета Европы, следящего за исполнением решений Европейского суда в государствах Конвенции, — какие именно меры нужно в такой ситуации применять. В любом случае Европейский суд по правам человека — это очень специфическая инстанция. Он не может отменить действие того или иного закона на территории того или другого государства, не может изменить судебное решение, не может изменить решение относительно виновности или невиновности человека в совершении того или иного преступления. Он может только констатировать, что, например, было нарушено право на справедливое судебное рассмотрение. Тогда государство обязано пересмотреть приговор с соблюдением требований Конвенции, но не обязано признавать человека невиновным. И если национальный суд снова придет к выводу, что человек виновен — это будет совершенно нормально и в рамках Конвенции.