Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как включить Украину в мировые интеллектуальные процессы?

Мысли украинской молодежи, которая имеет опыт обучения в университетах Европы и США
23 января, 2012 - 21:53
22 ЯНВАРЯ 2012 г. КИЕВ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Продолжая поиски качественной альтернативы, газета «День» пытается привлечь к дискуссии по главным украинским проблемам и процессам, происходящим в стране и вокруг нее, в частности молодежь. Эту дискуссию начала на страницах газеты Ярослава Франческа Барбьери — студентка Римского университета «Ла Сапьенца» — дочь Оксаны Пахлевской и внучка Лины Костенко. Ее статья «Канада — Украина: горизонты «честного общества», напомним, была опубликована в конце прошлого года («День», №225-226 от 9-10 декабря 2011 года). Впоследствии к обсуждению присоединились участники Летней школы журналистики «Дня» — студенты украинских вузов, начинающие журналисты («День», № 240-241 от 30-31 декабря 2011 года).

Сейчас мы решили еще больше расширить этот дискуссионный круг и поинтересовались мнением украинских студентов, обучающихся за границей. Опыт, который эти молодые люди получили (или до сих пор получают) в университетах Европы и США, конечно же повлиял на их виденье ключевых украинских проблем и на рецепты их решения. Их размышления о том, как, восстанавливая собственную идентичность внутри страны, можно успешно осуществлять работу по присоединению к прогрессивному мировому пространству, нам кажутся очень интересными.

1. Прежде всего нам интересны ваши мысли и впечатления от упомянутой выше дискуссии.

2. Вы — часть украинской интеллектуальной среды, в то же время вы являетесь свидетелями и участниками мировых интеллектуальных процессов. Как вы считаете, в какой мере сегодня Украина интегрирована в европейский и мировой контекст? Что стоит на пути, кроме факторов собственно политических?

3. Как изменился ваш взгляд на ключевые украинские проблемы после того, как вам пришлось учиться и жить в других странах?

4. Пятнадцатый саммит Украина — ЕС, который проходил 19 декабря в Киеве, завершился для Украины очередной неудачей в евроинтеграционных процессах. Впрочем, это не значит, что гражданское общество должно сложить руки и пассивно наблюдать. Для приближения к Европе Украине необходимы прежде всего энергичные усилия в этом направлении молодых, прогрессивных и умных. Каков ваш рецепт включения Украины в мировой прогрессивный контекст? Как, восстанавливая собственную идентичность внутри страны, успешно осуществлять работу относительно присоединения к прогрессивному мировому пространству?

Дарья КАЛЕНЮК, выпускница программы им. Фулбрайта:

— Сколько времени в величинах истории мой народ имеет опыт брать на себя ответственность? После веков раздирания между чужими нациями и странами украинцы получили независимость всего 20 лет тому назад. Если приравнять этот возраст государства в исторических величинах пропорционально к возрасту человека, то Украина — еще новорожденный младенец, который разве что дышать сам может... и может плакать, когда что-то хочет или у него что-то болит. И сейчас громкий крик младенца Украины слышен на весь мир, включая ЕС и США, которые обязаны «спасти в Украине демократию».

За эти 20 лет независимости украинский народ все же имеет уникальное достижение из всех возможных за последние несколько веков своего существования — выросло первое поколение украинцев, сознательная жизнь которых состоялась уже в независимой Украине! Этого не было ни в 20-х годах XX века, ни во время Гетманщины и Запорожской Сечи... Последний такой момент, наверное, был для украинского народа еще приблизительно восемь сотен лет тому назад во времена Киевской Руси. Однако это слишком длительный разрыв поколений даже в измерениях исторического времени.

И с гордостью я осознаю, что моему поколению выпал случай и миссия начинать все сначала. Украина как государство комплексно не начала перестраиваться в 1991 году, потому что не было еще поколения, которое бы от пяток ног и до кончиков волос на голове выросло бы именно в независимой целостной Украине. Настоящий рывок и настоящее государственное строительство начнется, когда мое поколение наполнится вином жизненного опыта и возьмет на себя ответственность за Украину.

Однако перед моим поколением стоит важный вызов, поскольку мы можем полагаться исключительно на свой жизненный опыт: набираться мудрости путем проб и ошибок. В успешных странах мира молодежь на произвол судьбы не оставляют. Менторство и наставничество на протяжении веков было залогом успеха народов. Мудрость жизни передавалась от старшего к младшему поколению. В Великобритании, например, лицо, достигшее успеха, чувствует глубокую потребность найти талантливого молодого человека и передать ему свои знания и опыт. В Америке система высшего образования построена как раз на основе какого-то близкого, искреннего общения между учителем, за плечами которого гора опыта, и учеником, у которого за плечами гора вопросов и море амбиций. От старейшины к ученику передаются настоящие истины...

Но моему поколению суждено было родиться поколением сирот без старейшин. Вместо старейшин у нас — необразованные гопники и хапуги, завернутые в дорогие модные костюмы, за которых просто стыдно. Своим примером, уважаемые гопники, вы нас учите, какими нам не быть через 20—30 лет.

От старшего поколения Украины мое поколение наслушалось тонны сетований!

Молодежь голосует ногами и убегает за рубеж — какая же бездумная и непатриотичная молодежь!

Когда мы за рубежом, наши родители нам говорят, что скучают, но советуют и умоляют оставаться там, где-то далеко, потому что в Украине шансов у нас нет.

Молодежь думает только о материальном, а государство не возрождает — какая же несознательная молодежь, одни колбасники!

Когда мы приезжаем в Америку на лето подзаработать немного денег, нас почтенные господа украинского происхождения считают голытьбой... в то же время сетуя, что Украину раздирает коррупция. Но в Америку батрачить едут как раз те, кто не научился давать и брать взятки, кого не проталкивают в депутаты влиятельные родители, кто стремится вырваться из системы.

Когда мы активные, старшее поколение считает нас наивными и бестолковыми, советует думать головой и искать себе теплое гнездышко...

Когда мы выходим на протесты, нам говорят, что нас используют.

Когда мы отдаем последнюю стипендию на наплечник и каремат и отправляемся в путешествие автостопом, те, кто должен был быть старейшинами, нас называют сумасшедшими.

Если мы мыслим категорией единой Украины, то на Востоке нас называют бандеровцами, на Западе — москалями и предателями. Нас постоянно хотят поднять с колен, и только Лина Костенко всем утверждает, что молодежь Украины никогда на коленях ни перед кем и не стояла.

Мы жаждем знаний, путешествий, перемен. Но нет старейшин, кто бы поддержал, посоветовал, поверил...

Нам остается черпать мудрость и знания из запутанных глубин генетической памяти. Мы держим открытыми наши сердца, чтобы слышать интуицию. Мы спотыкаемся, падаем, и еще раз спотыкаемся и падаем, и еще, и еще — мы учимся на собственных ошибках, набивая болезненные синяки и шишки.

Но мы умеем мечтать.

Мы высоко ценим нескольких личностей из той настоящей украинской элиты, кто спотыкался и падал, чтобы остаться старейшинами для нас. Мы же набиваем синяки, чтобы восстановить связь поколений и стать достойными старейшинами для тех, кто через несколько десятилетий будет искать учителя, который поверил бы...

И именно тогда, когда мы восстановим связь поколений, Украина полноценно и достойно приобщится к семье успешных европейских государств.

Елена ГАБРИЭЛЯН, международный журналист, эксперт по вопросам Европейского Союза. Образование: Школа журналистики, город Страсбург (CUEJ) — История современного мира, Университет им. Блеза Паскаля, город Клермон-Ферран, Институт журналистики КНУ им. Т.Г. Шевченко:

1. Мыслить глобально, действовать локально... Этой фразой я обобщила бы суть развернутой на страницах газеты «День» дискуссии между перспективными молодыми украинцами. Следует обратить внимание на то, что у каждого из них есть четкое осознание того, что перед Украиной и каждым украинцем поставлены конкретные задачи: сформировать из народа, имеющего многовековую историю и разнообразную культуру, самодостаточную нацию, во главе которой будут стоять ее достойные представители. Когда разрушается одна система, нужно время, чтобы найти новые ориентиры, понять свои интересы и найти механизмы, защищающие их. Сегодня Украина — молодое государство, которому почти столько лет, сколько этим молодым украинцам. На плечах нового поколения — ответственность за определение ориентиров, за формирование нового общества, образа жизни, мышления... Именно это поколение может свободно избрать путь развития.

2. Чтобы понять, насколько украинский контекст интегрирован во всемирный, нужно прежде всего уточнить, что в данном случае подразумевается под словом «контекст». В широком смысле — это среда, в которой существует определенный объект. Если взять в качестве примера интеллектуальную среду в Украине и проанализировать, насколько она связана со средами других стран, а также какое влияние имеет на мировые процессы, то увидим, что пока украинская интеллектуальная среда находится на периферии мировых процессов. Но это временная тенденция, поскольку новая элита молодого государства — на стадии формирования и осознания роли, которую она должна играть в Украине и в мире.

3. А что такое «ключевые украинские проблемы»? То есть проблемы, которые являются украинскими и вместе с тем ключевыми? Трудно ответить на этот вопрос, потому что проблем в Украине — множество, а пути их решения ищем до сих пор. Двадцать лет назад нас не было на политической карте мира... И когда мы говорим об украинских интеллектуалах в мире, то в первую очередь нужно, так сказать, представиться... Вот были советские интеллектуалы. Теперь слово «советский» осталось на страницах истории. А вместо этого пришли интеллектуалы украинские, русские, казахские и так далее. Мир еще их не знает... Что такое украинский интеллектуал, далеко не все украинцы знают, — где уж миру их распознавать? Нужно время и, конечно, активная интеллектуальная деятельность, которая будет вписываться в рамки отношений Украины и мира.

4. Не могу согласиться с тем, что украинские политики пассивно наблюдают, как Украина отдаляется от Европы. Украина географически — в Европе, таким образом, это не совсем логичная формулировка. Я обратила бы внимание на то, что дети многих украинских политиков живут в Западной Европе, имеют там недвижимость, вот и получается, что им не так уж комфортно в Украине. Зачем улучшать стандарты жизни здесь, если можно выехать за границу и жить по высоким стандартам в той же Австрии, Германии или Франции? Руководствуясь такой логикой, к Европе не приблизишься... В нашей стране нет патриотической составляющей ни в политических решениях, ни в законотворческих процессах. А чтобы присоединиться к прогрессивному миру, нужно в первую очередь строить прогрессивное государство. А для этого — переосмыслить свою роль, быть активным членом гражданского общества, защищать свои интересы в Украине, а также интересы Украины в мире.

Анна СТЕПАНОВА, Норвежская бизнес-школа (BI Norwegian Business School), магистерская программа по Стратегическому маркетингу и менеджменту:

1. Европейская интеграция, европейская культура, образование, стиль жизни и т.п. — это темы, которые так или иначе стали неотъемлемой частью семинаров, тренингов, школьных уроков и университетских пар, ведь процессы глобализации и раскрытия границ не обошли Украину стороной. Это подчеркивает актуальность дискуссии и необходимость чаще проводить подобные обсуждения, ведь мысли относительно будущего развития нашего государства, особенно разные взгляды молодых украинок и украинцев, заслуживают того, чтобы быть услышанными. Сегодня от молодежи действительно многое зависит, потому что именно им решать, в какой стране жить, какой будет судьба Украины и к каким изменениям нужно прибегнуть в будущем (или даже сегодня!), чтобы обеспечить долгожданный рост и благосостояние в социальной, экономической, политической, культурной и других сферах. Интересным является то, что, как и отмечала Ярослава Франческа Барбьери в своей статье, участники и участницы дискуссии действительно делятся на тех, кто говорит о будущем Украины «с блеском в глазах» и на тех, у кого в комментариях можно увидеть оттенок скептицизма. Хотя здесь уже можно ввести и другую категорию, а точнее — группу реалистов. Это те люди, которые пытаются объективно оценивать украинские реалии со всеми негативными и позитивными моментами. Нельзя слепо верить в лучшее европейское будущее для нашего государства. Оно, конечно, должно наступить, но это требует многих лет обучения, аналитической деятельности, активных действий и изменений. С другой стороны, нельзя утверждать, что в стране не происходит ничего позитивного и ко всему относиться с разочарованием. Любые события, которые происходят внутри и вокруг нашего государства, нужно рассматривать именно в контексте реалий, а не идеалистичного мира. Хотя начинать нужно действительно с постановки целей и высказывания идей, подобные дискуссии относительно главных украинских процессов и проблем требуют именно «реалистичного» и максимально приближенного к жизни анализа и оценки. Патриотизм и вера в свою страну всегда были характеристиками украинской интеллигенции. Приятно видеть, что эти черты присущи и современной молодежи. Хотя все же этой дискуссии не помешала бы толика критического и объективно-аналитического подхода.

2. Украина всегда была и будет неотъемлемой частью Европы и мира. То, что наше государство не является частью Европейского союза или не входит в Шенгенскую зону, вовсе не значит, что мировые и европейские тенденции не распространяются на нашу страну. С одной стороны, частичная закрытость европейских границ является препятствием для интеграционных процессов. С другой стороны, интеграция не обязательно предусматривает образование союзов и подписание формальных соглашений. Мировая интеграция может начинаться с простой возможности обучения за рубежом и обмена знаниями и навыками, с возможности путешествовать и познавать другие культуры, а также открывать наше государство иностранным туристам. Любые научные исследования, которые совместно проводятся украинскими и иностранными учеными, также могут быть примером если не интеграции, то международной интеракции между нашим государством и другими странами. И в этом случае вовсе не нужно вспоминать, перечислять и «прятаться» за фамилиями известных украинских научных работников (их, конечно, помним и мы, и мировое сообщество), потому что в действительности весомыми становятся и достижения, и международная деятельность современных молодых украинских ученых. Уверена, что подобных примеров маленьких шагов, из которых состоит мировая интеграция Украины, привести можно много. На вопрос, что стоит на пути процесса мировой интеграции, я бы ответила: история и смещение акцентов в целях. История, потому что Украина — еще очень молодое государство. В контексте дискуссии относительно становления демократии стоит отметить, что мировая история не знает ни одного успешного примера быстрого становления как государства в целом, так и демократической системы в частности, не говоря уже о невозможности существования демократии сегодня в ее начальном теоретическом определении. Тяжелый процесс обретения независимости, экономические кризисы, через которые приходилось пройти нашему государству, сложные политические и социальные ситуации все же влияют на возможность и скорость мировой интеграции. В процессе становления государства ситуация «иметь все и сразу» никогда не работает. Под смещением акцентов имеется в виду то, что довольно часто европейскую интеграцию приравнивают к международным соглашениям с Евросоюзом, делая их важнейшей и конечной целью. Мировая интеграция предусматривает значительно больше, поэтому и акценты должны иметь более широкие рамки, то есть не ограничиваться исключительно одной сферой. Европейский союз — это лишь один из этапов интеграции (причем далеко не обязательный), именно поэтому ни в коем случае нельзя останавливаться на этом, нужно хотеть большего. А начинать нужно именно с внутреннего осознания собственной причастности к мировым и европейским процессам.

3. Опыт проживания в европейской стране действительно является неоценимым, потому что на собственном опыте убедилась, что, живя в Украине, многого не замечаешь. Если анализировать систему образования, то можно увидеть очень большие отличия как в методах преподавания, так и в оценивании. Например, на магистерских программах в европейских бизнес-школах акцент делается на решении практических кейсов, которые максимально готовят студентов к реальному бизнесу, чего так не хватает украинским выпускникам экономических факультетов. Техническое оснащение аудиторий, доступ к новейшим лабораторным приборам, возможность пользоваться разными мировыми библиотеками онлайн, студенческие спортивные комплексы — это все и многое другое обычно поражает всех украинских студентов и студенток, которые приезжают на обучение в европейские вузы. В определенные моменты становится очень грустно за украинские учебные заведения, ведь теоретически достичь уровня европейских школ и университетов реально, но это требует государственной поддержки и частных инвестиций, чего, к сожалению, на сегодняшний день осуществлено не было. Также поражает так называемый «европейский уровень жизни», о котором много можно слышать из новостей и читать, но почувствовать можно лишь пожив немного в европейской стране, в частности Норвегии. Речь идет не только о среднем уровне доходов населения, но и об отношении к работе и повседневной жизни. Конечно, многие украинские проблемы еще больше заостряются, если рассматривать их в сравнении с европейскими странами. Например, за полгода проживания в Осло я не встретила ни одного беспризорного животного, а чистота улиц просто поражает. Многое познается в сравнении, поэтому еще больше заостряется желание и необходимость менять ситуацию в собственном государстве. Жаль только, что до сих пор у многих украинцев принцип «моя хата с краю» остается жизненным кредо. Не видеть или не признавать проблему — это просто, но это не выход. Проживание и обучение за рубежом не сильно влияют на отношение или осознание ключевых проблем в Украине. На самом деле заостряется само желание что-то изменить, желание достичь уровня развития западноевропейских государств.

4. С моей точки зрения, формальное присоединение к Европейскому союзу не должно быть целью. Примером этому может быть Норвегия — одна из самых развитых стран мира, которая не является и не хочет быть страной ЕС. Это нежелание сами норвежцы объясняют тем, что они слишком долго в своей истории находились под господством других государств, поэтому у них исторически сложилось негативное отношение к государственным союзам любого типа. Альтернативное объяснение заключается в том, что Норвегия достигла такого экономического и правового уровня развития, что ей теперь просто не выгодно объединяться с другими государствами и заботиться о других странах, которые могут оказаться балластом для нее. Относительно ситуации в нашем государстве, то, с моей точки зрения, первое, от чего нужно избавиться — это от комплекса второсортности. Международную политику необходимо строить вовсе не по принципу «попадем в ЕС, если они нас возьмут, а там как-то уж будет». Нужно кардинально изменить ситуацию, то есть достичь того уровня, чтобы не Украина стучала в двери ЕС, а чтобы европейские страны сами выражали желание видеть наше государство как часть Союза. И начинать нужно с осознания того, что Украина хотя и молодое государство, однако она является сильным игроком на политической карте мира с огромным потенциалом. Конечно, нужно надеяться на молодых специалистов, которые имеют реальные шансы достичь изменений. Среди них есть выпускники и выпускницы европейских и мировых престижных вузов, которые из-за собственного патриотизма и, частично, альтруизма все же вернулись в собственную страну, потому что чувствуют ответственность за ее будущее. Именно они имеют шансы не только внести коррективы, но и в корне изменить или даже сломать ту систему, которая является якорем и держит наше государство на одном месте. Если не менять эту систему, то есть шанс все же погрязнуть в «порочном кругу» коррупции, несовершенной политической системы и т.п. Вера в свою страну и собственные силы, а также реальные «европейские» активные действия, базирующиеся на полученных знаниях и опыте, — это может быть основой для интеграционной политики нашего государства сегодня.

Анна ПОЛУДЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ