Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Какая она, идеальная старость?

19 июля, 2003 - 00:00

Николь Деперн усмехнулась. Ей, написавшей множество книг о старости, о гражданских правах людей преклонного возраста, известны все высказывания, возникшие под луной философии сосуществования людей разного возраста — масштаба государственного и временного. Эксперт ООН по вопросам гериатрии, она приехала на Украину с целью узнать — куда же мы движемся? Приезд Николь Деперн во Львов совпал с межрегиональным семинаром, рассмотревшим степень государственной защиты и соцобеспечения людей пожилого возраста. Николь Деперн смогла воочию убедиться, насколько действенна существующая система: она побывала во Львовском гериатрическом пансионате и нескольких центрах социального обслуживания пенсионеров. Таких учреждений на Львовщине работает 27, они обслуживают как пенсионеров по старости, так и другие группы одиноких неработающих граждан. В составе центров 52 отделения социальной помощи на дому, 21 — социально-бытовой и 5 — медико-социальной реабилитации, 5 отделений для временного и постоянного проживания, 24 отделения, осуществляющие денежную и натуральную адресную помощь.

Но больше всего понравился госпоже Деперн все-таки гериатрический пансионат, где пенсионеры находятся на полном обеспечении. То, как врачи заботятся о самочувствии своих пациентов, как заполняют их «паспорта здоровья», как стараются отодвинуть прогрессирующую старость, организовать их досуг — все это отметила гостья.

— Конечно, в пансионате проживает всего 350 человек, а нуждается в подобной опеке, наверняка в 5—10 раз большее число людей. Все это понятно и ясно для меня. Я не первый раз в Украине. Бывала и во времена, когда за политическими дебатами общество совсем забывало о категориии людей, нуждающихся в элементарном, о том, что кому-то не до партийных противостояний. И мне сегодня радостно видеть, что вы все-таки повернулись лицом к социальной защите населения, к заботе о стариках и инвалидах.

— А вы знаете, какая у нас в стране средняя пенсия?

— Конечно, что-то около 15 долларов. Но не об этом мне хотелось бы вести речь. Вас, безусловно, нельзя сравнить со Швецией — страной социальной демократии, где социальная философия направ лена на то, чтобы люди старшего возраста, инвалиды могли жить как можно лучше, приближаясь к возможностям обычных людей. Я бы сказала так: в этой стране реально достигнута величайшая гармония социальных прав и свобод. Что интересно, Норвегия, Швеция и Дания создали особую институцию, которая объединяет их поиски на этой ниве, и такой союз научных, социально-экономических усилий дает прекрасные результаты. Достигнуто соотношение ответственности государства и семьи, в которой живет пенсионер. Ведь и государство не в силах взять на себя всю ответственность, и семья сделать это в одиночку не может. Вопрос в разумном соотношении обязанностей, подчеркиваю, это очень непростой вопрос. Его истоки можно найти еще в Кодексе законов Наполеона, когда обездоленным семьям выдавалась помощь на питание. Франция, кстати, до сих пор в поисках и до сих пор не смогла сделать полновесный шаг в сторону признания человека преклонного возраста зависимым от других людей и имеющим полное право на их помощь.

— Простите, о какой помощи идет речь?

— О глобальной, суть которой проста — мы должны помогать тем людям, которые помогают кому-то еще. То есть государство должно поддерживать, заинтересовывать материально семьи, в которых живет инвалид, человек пожилого возраста. Я видела семьи, которые были порядком измучены заботой о престарелом, больном человеке. Они, без сомнения, нуждались в особой поддержке государства. Хотя Франция в сравнении с другими странами, к примеру, с Африкой — просто рай.

— Но давайте вернемся к Украине.

— Тогда нужно вспомнить Америку, построившую потребительское общество, в котором все превратилось в товар, даже здоровье. Все измеряется сквозь призму маркетинга. Мне кажется, что вам удалось остановиться и пойти в сторону здравомыслия и духовности. И обществу в целом, и государству. Вы, конечно, как журналист можете привести много критических примеров. Задайся такой целью я, тоже бы не очень отстала. Но я веду речь о принципиальном подходе — мне кажется, вы на правильном пути. Пути сложном, не моментальном и полном ухабов.

— Назовите, пожалуйста, хотя бы один.

— Например, женщина-сендвич.

— ?…

— Это женщина приблизительно 50-ти лет, на которой, с одной стороны, лежит ответственность за взрослеющих детей (а порой и внуков), а с другой, она должна заботиться, о престарелых родителях. Да, нельзя забывать еще и мужа, который бы тоже хотел, чтоб ему уделяли должное внимание. Если учесть, что такая женщина очень часто еще и работает, то можно представить, какой груз лежит на ее плечах. Тут нужно иметь плечи Атланта. Вот поэтому-то я и говорю, что нужно заботиться о тех, кто помогает другим.

— Какова в вашем представлении идеальная старость?

— Приравненная к болезни по праву быть ухоженной, не забытой и обеспеченной всем необходимым. Но в то же время, чтобы было как можно меньше гериатрического — ты не выпадаешь из жизни, ты можешь пользоваться ее радостями, ты вправе реализовать себя в творчестве, иметь право выбора. Как это у Моруа? — Тебе некогда стареть!

Ирина ЕГОРОВА, Львов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ