По словам заместителя директора столичного книжного супермаркета «Буква» Артема Лобанова, ежемесячно магазин получает 46-47 тысяч экземпляров русских книг и 4-5 тысяч украинских. Среди последних около 200 наименований составляют новинки. Все украинские книги почти на 100% реализуются, у русских книг — реализация порядка 85—90%. В целом среди наличной в магазине литературы 85% — это книги, произведенные в России, и 15% — произведенные в Украине. Если принять во внимание среднестатистические рыночные показатели по всему государству — соотношение свыше 9:1, «Букву» можно смело назвать оплотом украинской книги. Которая, правда, еле дышит...
Чтобы выяснить, откуда взялись те 700 миллионов, корреспондент «Дня» провел мини-расследование. Оба вето Президента на «книжные» законы — «О государственной поддержке книгоиздания в Украине» и «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения» — мотивируются недополучением бюджетом Украины в прошлом году почти 700 млн. гривен налогов и прогнозом еще большего дефицита на этот год. Такую аргументацию главе государства подготовили Минфин и Минэкономики. Заместитель государственного секретаря Министерства финансов Василий Регурецкий, комментируя происхождение цифры в 700 млн. гривен, объяснил «Дню», что «издатели могут и не видеть этих цифр», потому что они не учитывают деятельность субъектов, имеющих отношение к книгоизданию. Издатели же, в частности, директор издательского дома «Юридическая книга» Василий Шевченко, утверждают, что цифра «экономически не обоснована», потому что отрасль просто не имеет соответствующего финансового оборота. В свою очередь, Министерство финансов свои расчеты строит на «ежегодных отчетах Налоговой Администрации». Руководитель пресс-службы Налоговой Администрации Украины Юрий Константинов, указав на сложность механизма представления таких цифр, порекомендовал нам «обратиться к первоисточнику — Администрации Президента, где готовятся вето». Главный специалист экономического управления АП Валентина Балицкая сообщила «Дню», что всю информацию о решении Администрации можно найти на официальном сайте www.president.gov.ua, а что касается этих 700 миллионов, то их могут объяснить... в Министерстве финансов. Круг замкнулся. Вы что-нибудь поняли?
Украинской книге нанесен еще один разрушительный удар. Как скоро она сможет подняться из этого нокдауна — неизвестно. Под «украинской книгой» следует прежде всего понимать книгу, произведенную в Украине, даже несмотря на такое «вторичное» понятие, как язык издания. Сюда же необходимо добавить полиграфическую промышленность и понятие «рынка», где книга реализуется как товар. Все это теперь никоим образом не контролируется национальным производителем — украинцы полностью, без боя и сопротивления, сдались соседям. Последние контролируют, согласно весьма скромным подсчетам, около 90% потребительского рынка книги. Стоит это нам всего каких-то 500 миллионов гривен, которые ежегодно вывозятся из нашего государства. Это абсолютно реальные «живые» средства, которые вымываются из экономики, а по существу из благосостояния граждан. Акцент на реальности денег сделан с целью противопоставления их бумажным разработкам отечественных чиновников, которые, заботясь и «последовательно отстаивая» национальную книгу, довели ее до такого состояния. Но ведь судить о заботе, как известно, нужно «по делам их».
Начало этого материала еще пару дней назад могло носить легкий информационно-предостерегающий характер. Но дело в следующем. Три известных в украинском книжном мире человека — директор Книжной палаты Украины Николай Сенченко, генеральный директор издательства «Генеза» Алексей Дубас и директор издательского дома «Юридическая книга» Василий Шевченко — устроили пресс-конференцию под интригующим названием «Мифы и реалии о государственной поддержке украинской книги». Речь шла в общем-то об известных вещах: сужении сектора детской книги; увеличении в прошлом году названий изданных книг (более 11 тысяч — абсолютный рекорд украинского книгоиздания); одновременно — уменьшении общих тиражей; о том, что практически половина изданных в прошлом году книг (18 млн.) — это учебники, а значит, настоящий рынок художественной, переводной и справочной литературы еще более мизерный, чем это кажется на официальных бумагах; о том, что Белоруссия издает 7 книг в год в расчете на одного жителя, Россия — 5, а мы не сподобимся и на одну; о том, что отечественные книги есть только в некоторых крупных городах, потому что в 1992 году была полностью разрушена система распространения; о том, что из 42000 (сорока двух тысяч) украинских библиотек целых 40 (сорок) имеют возможность закупать новые издания...
Но ведь основное — «государственная поддержка украинской книги»! Ее история так же печальна, как плач Ярославны. Суть в следующем: нормального, полноценного, эффективного и действенного Закона о поддержке (почему не развитии?) украинской книги не было, нет и в ближайшее время не предвидится. Кстати, лексика чиновников весьма показательна — поддерживают инвалидов на костылях, вентиляцию легких в коме и уровень инсулина в крови. То есть априори считается, что исправление ситуации (лечение и развитие) не нужно — вместо терапии предлагается закрашивание пролежней. Более того, временные инъекции маленьких льгот на днях окончательно прекращены.
28 ноября Верховная Рада приняла Закон «О государственной поддержке книгоиздания в Украине». Депутаты проявили беспрецедентное единодушие — 406 голосов «за» из 407 зарегистрированных в зале. При всей дискуссионности постановления, оно могло немного приподнять украинскую книгу с колен. Одинокие же протесты сводились к трактовке Закона как «стиральной машины для отмывания грязных средств». Такое определение ему дали братья Капрановы — хозяева издательства «Джерела-М», продюсерского агентства «Зеленый пес» и организаторы литературного конкурса «Золотой Бабай». Кстати, организаторы упомянутой пресс-конференции фактически во всеуслышание обвинили их в лоббировании в Украине российских интересов (приглашаем господ Капрановых высказать свое мнение по этому поводу). Несмотря на это, ровно через месяц Президент наложил вето на этот закон, мотивируя шаг существенными потерями прибыльной части бюджета (700 миллионов гривен), предложил внести коррективы и ввести в действие с начала 2004 года. А временные льготы закончились 31 декабря 2002 года. Поэтому, «для поддержки штанов-2003» Верховная Рада 16 января этого года 252-мя голосами принимает Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения», который практически продолжал эти льготы на год, то есть до начала действия ветированного закона. Оставалось «слово за Президентом».
Возвращаясь к пресс-конференции, нужно отметить, что присутствующие там специалисты (теоретики и практики) указали, что «если не принять предупредительных мер, то в течение года украинский рынок книгоиздания будет почти полностью потерян... Неподписание Закона о продолжении льгот приведет к нарушению относительной стабильности на издательском рынке Украины, потере оборотных средств, удорожанию и без того дорогой книги». Еще утром «украинские издатели надеялись, что Президент Украины, который последовательно поддерживает украинскую книгу, подпишет этот важный Закон». В тот же день Президент наложил на него вето. Аргументация: нарушение установленного 95 статьей Конституции Украины принципа сбалансированности бюджета, а также 27 статьи Бюджетного кодекса страны (определение расходов, подлежащих сокращению, или источников наполнения бюджета). Президент также отметил, что в результате действия льгот в 2002 году бюджет недополучил 400 миллионов гривен НДС, около 200 миллионов ввозной пошлины и 50 миллионов налога на прибыль. И опять фигурирует цифра в 700 миллионов гривен гипотетических потерь в этом году.
Специалисты задают вопрос: откуда взялись эти 700 миллионов гривен? По расчетам, в частности, господина Василия Шевченко, «цифра экономически не обоснована». Простая логика свидетельствует, что для уплаты такой пристойной суммы налога оборот отрасли должен составлять 4 миллиарда (!) гривен. Сегодня же официально имеем что-то около 350 миллионов. Почувствуйте разницу. По словам Шевченко, высчитали и подали цифру Президенту (700 млн.) Министерство финансов и Министерство экономики... Кто приводит более достоверные цифры, (на одни опирается глава государства, на другие — издатели), остается загадкой. В лучшем случае, речь идет или о некомпетентности Минфина и Минэкономики, или об «ошибках» издателей.
Еще одним аргументом против «закона 406» было его несвоевременное предоставление в Верховную Раду (нужно за полгода до принятия бюджета). Но есть масса примеров, когда законы принимались задним числом и действовали в течение всего года. Выходит, что настоящая причина не в бюрократических временных рамках, а в элементарном желании Украины развивать отрасль.
Алексей Дубас также рассказал, что «российские коллеги четко отслеживают ситуацию в Украине». Оперативности отслеживания можно позавидовать: 31 декабря Владимир Путин подписал закон, который фактически продлевает российские льготы еще на 2 года. Господин Дубас считает его ответом России на «закон 406», хотя как уже отмечалось, Президент Украины наложил на него вето 27 декабря, то есть за четыре дня до этого. Логично было бы допустить, что россияне просто и дальше заботятся об одной из наиболее прибыльных своих отраслей и не хотят выпускать из-под контроля рынок СНГ. Влияние на сознание часто более важно, чем размер кошелька, а внутренние имитации и ковыряние Украины относительно «поддержки» здесь совсем ни к чему. Пока России удается успешно сдерживать Украину в попытке иметь собственную книгу, можно только мечтать, что на нас могут смотреть, как на полноценного конкурента, а не банальный платежеспособный рынок.
Выводы. 1) Украинские издатели не имеют льгот. Российские и дальше имеют их. Мы и впредь будем потреблять только то, что нам привозят фурами. Они и впредь будут вывозить немалые конвертированные средства. 2) Кто-то удачно мошенничает с цифрами. Другие объяснения «зарубывания» законов и отмены всяких льгот — фактически отключения реанимационного оборудования от полутрупа украинского книгоиздания — найти трудно. 3) Государству безразлично, что покупают и читают собственные граждане. Более того, последовательное упорство отдельных его элементов (структур, чиновников) свидетельствует, что им выгодна подобная ситуация. Вряд ли это отражается на официальной зарплате госслужащего. 4) Вместо того, чтобы дать отрасли свободно развиваться и превратить ее в прибыльную (налоги, рабочие места и тому подобное) и читателей, и производителей кормят профанацией и имитацией движения «поддержки». Не для FATF: пусть даже при этом отмываются средства — как это делалось в России, — не лучше ли это, чем они тупо утекут через офшоры? 5) Мы в который раз проиграли. Мы привыкли к поражениям и забыли, что такое победы. Не где-то, хотя бы в собственном доме, на собственном рынке.