В конце прошлой недели должен был завершиться — нельзя сказать, что добром, но все же как-то прийти к финалу — конфликт вокруг должности первого руководителя Донецкого национального университета. Однако ситуация, заложив неожиданный вираж, окончательно вышла из-под контроля тех, кто ее инициировал.
Напомним, 29 июля этого года в шахтерскую столицу без особой огласки прибыл министр образования Дмитрий Табачник и, неожиданно появившись в ректорском кабинете местного университета, предложил его владельцу, профессору Владимиру Шевченко, уйти с должности «по собственному желанию». Исполняющим обязанности ректора был назначен декан учетно-финансового факультета ДонНУ Петр Егоров.
Позже руководитель Минобразования в комментариях для прессы объяснил, что с Шевченко, который возглавлял ведущий донецкий вуз в течение нескольких последних десятилетий, решено не продлевать контракт «из профессиональных соображений». Нарочитая размытость такой формулировки вызвала шквал неофициальных версий. Опальному руководителю приписывали все, что угодно — от участия в мощном взяточническом синдикате до украинского буржуазного национализма (как ни странно, на Донбассе пресловутый «совковый» термин живет и пасется до сих пор). Однако ни одно из таких предположений не прошло проверку реалиями. Скажем, столичные высокопоставленные должностные лица и представители местной донецкой власти неоднократно подчеркивали, что экс-ректору гарантированно остается должность руководителя самой большой кафедры на его «родном» математическом факультете. Понятно, в случае если бы Шевченко решили сделать козлом отпущения в развернутой сегодня образцово-показательной кампании борьбы с коррупцией, такого утешительного приза ему и близко не причиталось бы.
Широкую огласку в Украине приобрела в свое время история с инициативой студентов ДонНУ о присвоении вузу имени его знаменитого выпускника Василя Стуса. Враждебно настроенные к гениальному украинскому поэту некоторые университетские сотрудники, набитые лжемифами, пророссийские общественные организации Донецка и даже представители структур власти устроили такое сумасшедшее сопротивление идее, что в конечном итоге все едва не закончилось переименованием университета в честь... бывшего секретаря обкома КПСС Владимира Дегтярева. Однако первый университетский руководитель Владимир Шевченко (который, кстати, по совместительству возглавлял областную «Просвиту») сумел выдержать паузу, не вмешавшись в ожесточенный конфликт, чтобы, очевидно, не испортить отношения с теми, от кого зависела его личная карьера.
КОРПУС НА КОН
Вот так понемногу исчерпывались умозрительные версии кадрового конфликта — и дело не спеша шло к перевыборам, обусловленным уставом ДонНУ (что, по-видимому, полностью совпадало с планами организаторов кадровой рокировки). Но внезапно официальный кандидат на должность, уже упоминавшийся исполняющий обязанности ректора П. Егоров, дал скандалу новый толчок. Да еще какой!
Выступая на агитационном собрании сотрудников вуза, претендент на руководящую должность заявил, что планирует на месте первого, самого старого, университетского корпуса построить многоэтажку, куда впоследствии должен переселиться филологический факультет. Мол, здание филфака старое, изношенное, пора позаботиться о преподавателях и студентах. «Вы спросите, откуда мы деньги возьмем, — уверял он. — Поверьте, это будет бесплатно. Через два, максимум, три года уже будет стоять коробка... Мы заплатим только за оборудование, которое захотим туда поставить: столы и кондиционеры».
В продемонстрированной Егоровым фотографии будущей 24-этажки собравшиеся узнали бизнес-центры, уже возведенные в двух престижных точках шахтерской столицы строительной корпорацией «МАКО». Одним из основателей последней является, как широко известно, старший сын Президента Александр Янукович.
Совершенно предсказуемо по отечественным интернет-сайтам молнией разлетелась весть о том, что в Донецке, возможно, готовятся сравнять с землей историческое здание, фасад которого украшен памятной доской с барельефом В. Стуса, а также лишить высшее учебное заведение спортивных площадок, бассейна. Первым лицам местной власти пришлось в срочном режиме исправлять ситуацию. В частности, городской голова Донецка Александр Лукьянченко высказался резко: «В избирательной кампании можно все показывать, но реализовать это сложно. 24-этажный дом — это по тысяче квадратных метров этаж. В среднем административное, академическое здание стоит сегодня $1200—1400 за квадратный метр. Давайте умножим на 24 тысячи, сколько это будет миллионов? Где их взять?».
Петр Егоров защищался, как мог. На сайте ДонНУ в открытом доступе появилось письмо из ООО «Архбудпроект», в котором руководитель этой частной организации Александр Ротач официально предлагал руководству Донецкого университета подарить проект соответствующего здания. Согласно признанию автора письма, проектная документация стоит восемь млн. грн., однако, цель фирмы — «тиражирование наших идей-проектов, в частности и на бесплатной основе».
Честно говоря, документ больше порождал знаков вопроса, чем снимал их. «Как стало известно нашей архитектурно-строительной компании, — писал А. Ротач, — корпус №1 Национального университета находится в аварийном состоянии». Но из заключений стройэкспертиз, также имеющихся на интернет-сайте ДонНУ, следует, что в действительности аварийным признан другой, главный корпус университета, кстати, тоже высотный, построенный в 70-е годы прошлого века. Так, может, из-за дефицита времени ошибочно принялись сносить совсем не то здание?
Независимые эксперты в Донецке утверждают, что постройка еще одного бизнес-центра посреди «университетского» квартала не имеет смысла хотя бы по той причине, что сейчас в городе явное «перепроизводство» офисных площадей, непроданными или в поисках арендаторов стоят десятки только что построенных зданий. Вкладывать миллионы в новое сооружение, да еще с такой оглаской — с чего бы это?
ТАЙНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ
Так или иначе, а странная «история с корпусом» ярко отрекомендовала официального кандидата на ректорское кресло Донецкого университета. В предчувствии возможного поражения власти прибегли к неприкрытому прессингу. Со старым ректором Владимиром Шевченко, который было тоже демонстративно выдвинул свою кандидатуру, соответствующим образом «поработали». После чего Владимир Павлович самоустранился от выборов, заявив, что не желает делать родному коллективу плохо.
Накануне избирательной конференции в ДонНУ из столицы прибыло подкрепление в лице заместителя министра образования, науки, молодежи и спорта Евгения Сулимы. Попутно киевский высокопоставленный чиновник сделал «контрольный выстрел» по старому руководителю вуза, проинформировав университетскую общественность о возбуждении уголовного дела, связанного с коррупцией. Однако причастен ли к этому персонально Шевченко, или речь идет о расследовании «по факту», сказано не было. «Мне сообщили вчера... это все, что я могу сказать. Дальше я не вникаю». Типа: понимайте, как хотите.
Но не помогло. Когда после бурных дебатов и обсуждения поздно вечером в пятницу наконец были распечатаны урны для тайного голосования, оказалось, что из собравшихся 288 делегатов конференции трудового коллектива П. Егорова поддержали всего 89 человек, за альтернативного же кандидата (которого до последнего момента считали «техническим») Юрия Лысенко отдали голоса 138 человек. Против всех проголосовали 53 делегата.
65-летний профессор, заведующий кафедрой экономической кибернетики Ю. Лысенко в донецком «универе» слывет типичным академическим исследователем. Ему приписывают крылатую фразу: «Управление должно быть авторитетным, однако, его нельзя делать авторитарным», — которая, наверное, некоторым образом объясняет, почему на этой кандидатуре остановились симпатии коллектива. Но, с другой стороны, победитель конкурса, очевидно, не имеет достаточного административного опыта, он никогда не руководил даже факультетом. Поэтому крайне трудно предположить, выиграет ли огромный экономико-хозяйственный комплекс Донецкого национального университета от такой смены действующего лица в «кресле номер один». Теперь слово за отраслевым министерством — именно там должны окончательно утвердить кандидатуру нового ректора. Возможны два варианта дальнейшего развития событий. Первый: «там наверху» пожелают как можно скорее прикрыть громкую историю, передав рычаги управления вузом профессору Лысенко. Альтернатива — победителя университетского конкурса начнут прессовать, чтобы заставить отказаться от должности и запустить ректорскую карусель по новому кругу. Собственно, уже ближайшие дни покажут, какой вариант действий выбран.
«ВИЖУ ЗЕМЛЮ!»
Между тем, все еще непонятно, зачем понадобилось устранять старого руководителя донецкого университета В. Шевченко. Согласно устоявшемуся мнению многих причастных к нынешнему скандалу лиц, конфликт все же вызван «земельным вопросом». Однако речь не об участке, который занимает «стусовский» корпус ДонНУ. Совсем недалеко от городского центра, в зеленой зоне так называемых городских прудов расположен университетский студенческий городок с комплексом общежитий. Территория очень привлекательная для застройки.
В частности, как рассказывает заместитель профессора Шевченко по местной «Просвите», донецкая правозащитница Мария Олийнык, ДонНУ на протяжении последних лет ведет изнурительную правовую войну с частным предприятием, незаконно начавшим строительство посреди студгородка торгово-развлекательного комплекса с магазином алкоголя. Прошлым летом Марию Васильевну едва не избили, когда она пыталась сфотографировать незаконное продолжение работ на объекте.
«Причина увольнения Владимира Павловича чисто деловая: он не давал дерибанить землю и имущество университета. А теперь, расправившись с ректором, бандиты продолжат захват земли», — бескомпромиссно формулирует М. Олийнык.
Уточним: речь идет не только о супер-кабаке, строительство которого университет пытается прекратить через суд. Вокруг городских прудов в последние годы, как грибы, вырастают объекты элитной застройки. Эти, по ироничному определению горожан, «улицы Демьяна Бедного» с собственными гранитными набережными, аллеями экзотических деревьев и даже вертолетными площадками уже полностью окружили самый большой Третий пруд. На очереди Второй, зеленые берега которого и принадлежат студгородку.
P. S. По просьбе «Дня» прокомментировать сложившуюся ситуацию вокруг ДонНУ, в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта ответили, что в связи с реорганизацией министерства сейчас никто из должностных лиц комментарий дать не может.