Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Киевская пектораль»: претенденты определены

Окончательные итоги будут объявлены в День театра
23 января, 1999 - 00:00

В этом году основатели премии — киевские управление культуры и отделение Союза театральных деятелей — постарались добиться еще большей объективности и ответственности решения, для чего, кроме традиционной группы экспертов, собрали весьма авторитетное жюри, которое и будет принимать окончательное решение.

На этой неделе эксперты, предварительно просмотрев более 60 киевских премьер минувшего года, как всегда, тайным голосованием определили претендентов на «Киевскую пектораль» в одиннадцати номинациях. Надо отметить, что, пожалуй, впервые за последние три года в этих списках фигурируют действительно лучшие спектакли и индивидуальные работы сезона. Всего же на суд жюри предложены 19 спектаклей 13 театров, что, учитывая в целом довольно вялый театральный сезон, можно считать вполне приличным результатом. В главной категории — «Лучший спектакль» — на соискание «Пекторали» номинированы пять, а не три, как было раньше, спектаклей: «В степях Украины» Театра на Подоле, «Дон Жуан» в Национальной опере, «Лысая певица» в Экспериментальном театре и два спектакля Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра — «Ты, которого любит душа моя» и «Филоктет-концерт».

Увы, «Филоктет», ставший одним из самых ярких событий сезона, имеет на сегодняшний день, как и его постановщик Дмитрий Богомазов (один из претендентов на премию «За лучшую режиссерскую работу») и композитор Александр Кохановский («За лучшее музыкальное оформление спектакля») самые зыбкие среди конкурентов шансы на завоевание «Пекторали»: эта философская сатира создавалась театром в паритете с некоей коммерческой структурой и оказалась шибко замысловатой и элитарной и для «меценатов», и, что прискорбно, для самих левобережцев.

Официально никто из репертуара спектакль не снимал, но он «заморожен» после нескольких весенних показов настолько прочно, что на его возобновление почти нет надежд. Всех других номинантов жюри и любопытствующая публика могут увидеть во всей красе на подмостках как солидных академических, так и камерных киевских театров. Поэтому и мы рекомендуем читателям отметить для себя в сводной афише спектакли-конкурсанты и не полениться побывать на них, тем более что нередко на одном представлении можно познакомиться сразу с несколькими претендентами на «Пектораль».

На спектакле «Лысая певица» с Валерием Легином — номинантом на премию «За исполнение лучшей женской (да-да!) роли», Викторией Авдеенко — «За исполнение лучшей женской эпизодической роли» и Ларисой Парис («За лучшее пластическое решение спектакля»). На спектакле «В степях Украины» с работой Виталия Малахова («За лучшую режиссуру»), Игоря Лещенко («За лучшую сценографию») и Александра Игнатуши («За лучшее исполнение мужской роли»). На представлении «Ты, которого любит душа моя» оценить режиссуру Дмитрия Лазорко и мастерство Аллы Масленниковой («За лучшее исполнение женской роли»). В четырех номинациях претендуют на «Пектораль» «Елисейские поля в Нью-Орлеане» частного театра «Браво»: Эдуард Митницкий («За лучшую режиссуру»), Александр Гетманский и Анатолий Ященко (за исполнение соответственно — основной и эпизодической мужской роли), и Александр Курий как автор музыкального оформления.

Великолепную четверку делегировал в «пекторальный» список и спектакль Национального театра русской драмы имени Леси Украинки «Блоха в ухе» — режиссера Аттилу Виднянского, сценографа Сергея Маслобойщикова и претендентов на премии за лучшее исполнение женской и мужской эпизодических ролей Наталью Долю и Александра Бондаренко. Претендуют на «Пектораль» и трое из создателей спектакля «Рогоносец» в Театре драмы и комедии: Лев Сомов («За лучшее пластическое решение спектакля»), Дарья Лобода («За лучшее исполнение женской роли») и Константин Костышин («За лучшее исполнение мужской эпизодической роли»).

Отрадно, что даже в театрах, в которых минувший сезон практически был провален, эксперты сумели обнаружить достойных претендентов на премию — в «Бале воров» Национального театра имени И. Франко Виталия Савчука (номинация «За лучшее исполнение мужской эпизодической роли»), в Молодом — замечательного исполнителя моноспектакля «Синий автомобиль» Алексея Вертинского («За лучшее исполнение мужской роли»), в «Страстях дома господина Г.П.» в «Колесе» — Валентину Сову («За лучшее исполнение эпизодической женской роли»). Кроме уже названных мастеров, на «Пектораль» претендуют: в номинации «За лучшее пластическое решение спектакля» — постановщик балета «Барышня и хулиган» в Национальной опере Виктор Литвинов, «За лучшее музыкальное оформление» — автор музыки к спектаклю Киевского городского театра кукол «Ворон» Лев Этингер, «За лучшую сценографию» — Елена Богатырева (художник спектакля «Чумацкий клад» в Театре на Подоле) и Владимир Карашевский («Амфитрион» в Экспериментальном театре). Кстати, спектакли «Ворон» и «Чумацкий клад» вместе с «Золотым цыпленком» Театра марионеток и «Маленьким Муком» городского Театра кукол поборются за обладание «Пекторали» «За лучший спектакль для детей». Ну, а 4-Б актерский курс Киевского театрального института может уже торжествовать: он единственный претендент на «Пектораль» в номинации «За дебют».

Думается, в предвкушении церемонии награждения, которая по традиции должна состояться 27 марта — в Международный день театра, эти азартные и непосредственные юные дарования еще с большим темпераментом будут играть свои дипломные спектакли «Человек из Ламанчи» в Киевском ТЮЗе и «Визит господина В.» в театре «Сузір’я».

Спеша первым сообщить результаты первого этапа «Киевской пекторали», «День» предполагает подробнее прокомментировать список номинантов в ближайших номерах, к чему призывает и своих коллег — театральных обозревателей других изданий. Мы все, в общем-то справедливо, сетуем на аморфность и убогость театральной ситуации, но, если подумать, случаются и в ней обнадеживающие проблески — умные и находчивые режиссерские и сценографические решения, отменные актерские работы. Есть они, к счастью, и среди претендентов на нынешнюю «Пектораль».

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ