Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киотские деньги

Украина выходит на глобальный «экологический рынок»
8 июня, 2004 - 00:00

В секретариат Киотской конвенции, находящийся в Вене, направлены документы, подтверждающие объем квоты на парниковые выбросы от работы двух украинских предприятий — шахты им. Засядько и Черниговского облводоканала, где применяются современные системы использования вредных и опасных отходов производства. «Мы подтверждаем, что внедряемая на черниговском водоканале технология ограничит количества выбросов углекислого газа на 275 тыс. тонн. Также будут ограничены выбросы метана на шахте им. Засядько в Донецке», — сообщил первый заместитель министра охраны окружающей среды Сергей Довгань. Он пояснил, что заявляемые Украиной квоты позволяют внедрять на этих предприятиях технологии, сокращающие выброс в атмосферу парниковых газов и финансировать эти природоохранные меры за счет стран, которые предпочитают не сокращать свои выбросы и готовы платить за это. Украина, по мнению специалистов, может ежегодно выходить с предложениями о продаже квот на выброс 300 млн. тонн парниковых газов на сумму $1,5 млрд. Готово ли к этому правительство и наши предприятия? И обязательно ли, чтобы побудительным поводом для внедрения дорогостоящего природоохранного оборудования становились аварии, подобные той, которую пережила несколько лет тому назад названная шахта?

Впрочем, вопрос о том, какой это бизнес, следует обсудить. В украинских квотах заинтересованы все европейские страны. И не только потому, что именно Европа, по словам Довганя, «сейчас наиболее жестко ощущает на себе изменения климата». Эту заинтересованность можно объяснить также и тем, что стоимость тонны парниковых выбросов в Украине сегодня составляет $5, в то время, как в Японии — $100, а в Европе — от $50 до $100. «Всем странам интересно работать с Украиной, потому что это дешевле, а объемы за единицу выбросов — те же», — подчеркнул первый замминистра. Дешевизна «продаваемых» Украиной прав на выбросы объясняется тем, что, согласно Киотскому протоколу, подписанному в 1997 году, его участники взяли на себя обязательство сократить выбросы углекислого и других вредных газов в атмосферу Земли к 2012 году, исходя из объемов 1990 года, в среднем на 5,2%. Но в Украине после 1990 года отмечался спад промышленного производства, не компенсированный полностью и до сих пор. Так что мы, как, к примеру, и некоторые страны Африки, можем торговать своими квотами, получая от развитых в промышленном отношении стран своеобразную компенсацию.

Хорошо это или плохо? Может быть, Украине имеет смысл зарабатывать не на торговле экологическими квотами, а на наращивании промышленного производства? Тем более, что до уровня 1990 года нам еще далековато.

Думается, эти вопросы нашему обществу еще предстоит обсудить. Вместе с тем описанное выше намерение следует признать прогрессивным. Ведь в данном случае Украина не спекулирует квотой за счет ослабления потенциала своей промышленности и в ущерб своему населению, а использует для охраны среды современные технологии. Почему бы на этом не заработать? Кроме того, участвуя в реализации ратифицированного нашей страной Киотского протокола, мы получаем возможность лучше осмыслить и внести соответствующие изменения в структуру восстанавливаемого промышленного производства с тем, чтобы уже на этом этапе уменьшить вредные выбросы. Как известно, предприятия хай-тека, за счет которых и развивается современная индустрия, меньше других технологических укладов загрязняют среду. Следовательно, Украине нужно идти именно по пути развития современных технологий, а не замахиваться на восстановление затратного, энергоемкого и вредного для природы советского промышленного потенциала.

Киотский протокол вступит в силу, если его одобрят страны, на долю которых приходилось бы 55% выбросов индустриального мира уровня 1990 года. По оценкам специалистов Всемирного банка, общий объем рынка квот составляет примерно 2 млрд. тонн. Недавно президент России Владимир Путин заявил, что Россия «ускорит процесс» ратификации протокола. (Пока по-прежнему это отказываются сделать «главный загрязнитель» США). Если это обещание будет выполнено, Киотские правила игры могут вступить в силу уже к концу этого года. И Украине, безусловно, следует воспользоваться предоставляемыми ей возможностями. Тем более, что в апреле официальные лица ЕС дали понять, что торговля квотами начнется со следующего года независимо от того, вступит ли Киотский протокол в силу или нет. В этом вопросе Украина просто обязана быть вместе с Европой.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ