Замысел городских властей Тернополя основательно упорядочить все кладбища чуть было не провалился. Тернопольчане в результате проведенного местного референдума пожертвовали вчетверо меньше денег, чем было предусмотрено. А бюджет бессилен компенсировать недоимку.
Упорядочение старого еврейского некрополя выносит на поверхность смежную проблему — восстановление его довоенных границ. Основным барьером для победы исторической справедливости стала активная хозяйственная жизнь уже в начале 90-х.
В 91-м АТП-1961 облагропоставки продало свои здания малому частному предприятию «Люкс». Горисполком отказался регистрировать его право собственности на здания и земельный участок. Руководство фирмы такой поворот событий не удовлетворил. Освоение участка продолжалось. В конечном итоге «Люкс» обратился в Арбитражный суд, который обязал городское бюро технической инвентаризации подтвердить право собственности на здания. А в соответствии с Земельным кодексом Украины (ст. 30), к владельцу автоматически переходит в пользование земельный участок.
Конфликт не исчерпан, поскольку недавно началось его второе действие. Предприниматели из МЧП «Люкс», по-видимому, наконец поняли, что на человеческих костях счастья не построишь, но своего ни за что из рук не упустят. Директор фирмы направил в горсовет письмо, в котором соглашается освободить земельный участок, однако требует возместить затраты на ее освоение. Евреев Тернополя такая постановка вопроса очень возмущает. Они обращаются во все компетентные органы и настаивают, чтобы территория кладбища не использовалась для застройки. Как утверждает председатель национально-культурного общества «Еврейская община» г-н Нута Парень, это противоречит международному праву, украинско-американским соглашениям 1994 года в рамках комиссии Кучма—Гор, в конечном итоге, Земельному кодексу Украины и просто элементарным этическим нормам.
В большинстве райцентров, городков и сел Тернопольщины состояние старых еврейских кладбищ также далеко от удовлетворительного. Полностью уничтожены еврейские некрополи в Збараже, Скалате. На территории кладбищ в Гусятине, Теребовле построены жилые дома, в Борщеве на останках умерших происходят ожесточенные футбольные баталии. В Лановцах местный житель строит хату, в пгт Микулинцы Теребовлянского района стоят гаражи. Вершина беспамятства видна в пгт Мельница-Подольская, где каменными плитами вымощена силосная яма... Поиск еврейских могил до 1900 года в Тернополе, как видим, скоро станет объектом работы археологов.
Очевидно, справедлива истина, что прошлое воскресает только там, где могилы. Но надежда на воскрешение панорамной истории края во всей ее неоднозначности уменьшается прямо на глазах.
Состояние старых кладбищ — это, можно сказать, проблема посткоммунистической Украины, которой досталось в наследство наплевательское отношение к памяти. И жалкое кладбище нашей нравственности.