Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Клинч на газовом рынке

25 августа, 2005 - 19:41

Первый раунд переговоров по энергетическим вопросам (украинскую делегацию возглавлял министр топлива и энергетики Иван Плачков, российскую — министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко), по всей видимости, пока результатов не принес. Новые переговоры на уровне министров состоятся в Киеве в первой половине сентября. До 10 сентября «на ринге» остаются три рабочие группы — по газовым вопросам, нефти и электроэнергетике.

Самая большая проблема — газ. Обе стороны хотят подписать протокол на 2006 год к соглашению между правительствами Украины и России по обеспечению транзита российского природного газа, заключенному в октябре 2001 года. Украина хочет оставить их без изменений (тариф за транзит — $1,093 за 1000 куб. м на 100 км, а цена газа, который Украина получает в качестве оплаты за транзит, — $50 за 1000 куб. м). Российская сторона предложила перейти на денежную форму расчетов.

Глава российского Минпромэнерго заявил на встрече: «...Сейчас для Украины действуют внутрироссийские цены. У нас есть соглашения с Европой, по которым цена газа должна быть безубыточной. У газа есть цена, и она отличается от $50 за тыс. кубометров».

Жесткий подход Москвы, сразу же после оранжевой революции забывшей о всей братской дружбе, не должен бы быть для Киева неожиданностью. Ведь и сам он немало сделал для того, чтобы перевести отношения двух стран исключительно в прагматическое русло. Но, похоже, впечатляющих аргументов для этого в Москву не привезли. Вряд ли в этом качестве сможет работать предложение отсрочить переход на денежные расчеты и в первоочередном порядке подписать протокол на 2006 год, в котором будут пролонгированы нынешние механизмы. Ответ Христенко: «Протокол на 2006 год не будет подписан, если у нас не будет видения конструкции расчетов в 2007, 2008 и последующих годах».

Отсюда вывод, что переговоры зашли в тупик. Думается, этому, в частности, способствовало и требование Киева пересмотреть механизм погашения задолженности за поставленный в Украину с 1997 по 2000 годы и неоплаченный природный газ, одобренный правительствами обеих стран в 2004 году. «Мы сообщили российской стороне, что готовы рассчитаться деньгами, а не услугами по транзиту», — сообщил Ивченко. Действительно, механизм погашения украинских облигаций, выпущенных для погашения газового долга «Газпрому», был невыгоден Украине. Но многие украинские эксперты подчеркивают, что пересмотр этого соглашения теперь принесет еще большие, и не только репутационные, потери.

Пожалуй, единственным конструктивным шагом, предпринятым украинской делегацией в Москве, можно назвать предложение группе Raiffeisen продать свою долю в компании RosUkrEnergo A.G. (Швейцария), являющейся оператором поставок среднеазиатского газа на украинский и европейские рынки. Действительно, с этим «криминальным наростом на теле «Нафтогаза Украины», как назвала эту компанию Юлия Тимошенко, пора кончать. Вопрос лишь в том, сумеет ли новый собственник перестроить ее работу таким образом, чтобы согласовать ее интересы с потребностями украинского бюджета? А они заключаются в том, что государство вряд ли потянет мировые газовые цены для финансирования госучреждений и социальной сферы и выдачи субсидий населению. Столь же убийственными будут эти цены и для промышленности, которой в этих условиях будет очень трудно конкурировать на международных рынках. А что будет с ценами на внутреннем потребительском рынке?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ