В ближайшее время Верховной Раде будет предложено рассмотреть разработанный Министерством юстиции законопроект «Об описании порядка использования и защите государственных символов Украины», а также вернуться к обсуждению варианта Большого Герба, одобренного правительством и направленного в парламент четыре (!) года назад. Эта новость натолкнула нас на мысль поставить вопрос несколько в другой плоскости: а существует ли в Украине сегодня мода на национальную символику? И что надо сделать, чтобы национальные символы стали модными?
Свой «подтекст»
Яна КУТЬКО, редактор газеты «Острозька академія»
— Когда вы видите, что человек надел свитер, рубашку, платье, вышитое на груди красно- черными цветами, или крестики, что вы думаете? Либо что это артист, который идет на концерт, либо — чудак-патриот. Молодые люди, которые вешают на свои рюкзаки желто-голубые или красно-черные банданки, цепляют на свою одежду значки с трезубом, силуэтами родного города или украшают одежду национальными орнаментами (вышивка, лейба, медальон), часто натыкаются на взгляды, которые можно понять только так: «Ой, ну давай без фанатизма!»
Использование символов в жизни — как повседневной, так и духовной — скорее, правило, чем исключение. Человеку необходимы символы, ему необходимо что-то отмечать, выражать, всегда иметь в виду что-то еще, кроме сказанного, сделанного. И странно видеть украинца, который с гордостью дефилирует по городу в футболке с иероглифами, которые неизвестно как переводятся, или надписью «O’K» или «Don’t touch it» вместо того, чтобы доверить свой «подтекст» родному языку.
Когда мода на украинскую символику войдет в повседневную жизнь украинцев? Либо тогда, когда глобальная реклама глобально повысит ее рейтинг и своеобразная и неповторимая красота трезуба, мальв, маков и колосков завоюет мировые подиумы, вернется домой, украшая уже заграничные одежду, книгу, рекламу. Либо в том случае, когда украинцы в конце концов поймут: у каждого своя красота. И японские иероглифы не подчеркивают украинскую оригинальность. Никто не поймет того, что ты хочешь сказать, если ты говоришь на чужом языке.
Не для мобильного телефона
Мирослав ПОПОВИЧ, директор Института философии НАН Украины:
— Государственные национальные символы обычно в быту, в обыденном поведении не используются. Это общее правило. Но бывают удивительные исключения. Например, в Америке можно увидеть звездно-полосатый флаг просто на жилом доме. Это яркий пример того, как национальный символ не должен использоваться. Обычно ведь флаг вывешивают по государственным праздникам. Когда я спросил у одного американца, зачем он повесил флаг над своим домом, тот ответил, мол, он американец и таким образом подчеркивает это. Сказать, что это как- то должно осуждаться, не поворачивается язык. С другой стороны, это ведь просто демонстрация. И как всякая демонстрация, если она не к месту, не вызывает нравственной поддержки.
Но вот в качестве моды использование национальных символов — это некрасиво. Это обезьянничанье, стремление приобщиться к тому, что делают все. Хотя как раз в данном случае мода не может быть всеобщей, она может захватить только какие-то отдельные слои населения. С другой стороны, ведь кроме национальных государственных символов есть еще и другие национальные атрибуты, например, вышитая сорочка и т.д. В ношении последней отдельными и даже многими лицами нет ничего дурного. Это не больше, чем индивидуальный способ одеваться. Мода на национальную одежду периодически возникает в разных странах. Одно время в Австрии я был поражен тем, что почти все девушки, молодые женщины там ходили в национальных одеждах. Сейчас (я был там недавно) этого уже нет, эта мода прошла. Хотя довольно часто встречаются национальные одежды у мужчин.
Но вот когда, например, национальный гимн делают зуммером мобильного телефона — это дурной вкус. Если кто-то хочет, чтобы его национальным гимном подзывали к телефону, — это профанация гимна. Никто же не играет во время похорон маршевые песни. Хотя в принципе в исполнении маршевых песен ничего плохого нет. Просто всему свое время и место. Гимн должен исполняться в торжественных случаях. Однако я не скажу, что государству следует каким-то образом наказывать людей за неуместное использование национальной символики. Это вообще очень сложный вопрос. Уже было немало судебных разбирательств на тему того, можно ли сжигать, например, государственный флаг. В частности, в Америке было немало юридических казусов по этому поводу: людей сажали в тюрьму, потом адвокаты добивались их освобождения.
То есть оказывается, что за глумление над государственной национальной символикой не так просто получить наказание. Это должно быть четко выписано в законах. Вообще-то государству не стоит давать много свободы в этом вопросе. Потому что где неловкое неумеренное употребление символики, а где специальное глумление — разобраться тяжело, тяжело найти четкие грани и юридически их расписать. Желательно, чтобы государство в эти вещи не вмешивалось. Но тем не менее должны быть указаны случаи, когда глумление над национальной символикой, а также издевательство над национальными символами или национальными признаками этносов, которые проживают в данном государстве, должно караться законом.
Требуется «дизайнер»
Валентина КИРИЛЛОВА , директор издательства Соломии Павлычко «Основи»:
— Мода — явление циклическое. Она откуда-то появляется, потом исчезает, чтобы со временем появиться вновь. Мода на патриотизм, национальные символы (не путать с государственными) — не исключение. Как правило, человеку хочется национально самоидентифицироваться в двух случаях: когда ему очень хорошо (эйфория от успеха национальной сборной), или когда появляется угроза, пусть даже PR (остров Тузла). В обоих случаях нужен кое-какой «дизайнер». По-видимому, украинская нация сейчас чувствует себя «никак», но страшно допустить, что нация мы «никакая». Парадокс, но из всех существующих национальных символов нам не нужен самый главный — язык. Но ведь мода — явление циклическое... Искренне желаю всем, чтобы толчком к самоидентификации стало добро.
Мода на идентичность
Вера АГЕЕВА , профессор университета «Киево-Могилянская академия»:
— Мода на национальные символы, очевидно, нужна. И человек должен идентифицировать себя как члена национального сообщества. Однако у нас еще много людей, которые не могут идентифицировать себя. Во всяком случае, если и могут, то не достаточно. Хотя видим, что сегодня люди двадцатилетнего возраста носят таки футболки с национальными символами. Но моды как таковой у нас нет. (Разве что мода на национальные символы на уровне официоза — во всех соответствующих местах вывешены желто-голубые флаги). По всей вероятности, она когда-то таки появится.
Кавказский пример
Юрий ПОКАЛЬЧУК , писатель:
— Во-первых, слово «мода», по моему мнению, никак не ассоциируется со словом «символ». Ведь символы появляются в обществе не тогда, когда их автоматически выталкивают или рождают. Кроме того, мода — это временное явление. И поэтому думаю, что это уже вопрос вкуса. Если говорить о моде на национальные символы, то вспоминаю, как в начале 90-х годов подавляющая часть музыкальных текстов создавалась в Украине на украинском языке. Это можно назвать модой. Но это еще была и дань эпохе, вера в то, что сейчас вот- вот родится такое государство, которое будет называться Украиной. И действительно, в то время украинская песня была модной. А еще — такая национальная символика, как желто-голубой флаг (еще до Независимости), «руховские» значки... Помню, когда посещал колонию, мне сказали, чтобы с таким значком не ходил, потому что еще неизвестно, как все произойдет. Проходит год, опять приезжаю туда, а они держат желто-голубой флаг. Вот тогда была мода! Она была моментом определенного протеста и определенного утверждения чего-то другого. Вот это и есть понятие моды. Т.е. «мода на символы» существовать не может. Мода может существовать на что-то, что похоже на атрибуты. У нас отношение к национальной символике уже укоренилось и стало бытовым. Сегодня уже никого, даже старшее поколение, не удивляет, что люди несут флаг и тр изуб. А младшее поколение вообще с ними выросло. Значит, сегодняшнее поколение привыкло к национальной символике как к будничному атрибуту. Но я имею в виду так называемую простую символику — флаг и тризуб. И очень важно, когда украинский гражданин, независимо от того, украиноязычный он или русскоязычный, осознает свою национальную тождественность и будет знать, в какой ситуации он будет защищать тот же флаг или тризуб, будет гордиться, а не стесняться тем, что он гражданин Украины. Этого нам недостает. Когда мы это осознаем, то отношение ко всему тому, что означает или символизирует принадлежность к определенной стране, внутренне будет защищаться этим человеком. Тогда этот человек будет ощущать, что это его собственно. Не просто чье-то, государственное, а это — мое, это — я. И в тот момент, когда национальная символика становится частью твоего собственного «я», когда ты готов ее защищать, потому что у тебя хотят забрать твое (это то, что было с нашей историей) — это главное. Думаю, что шаги к такому осознанию уже есть. Я убежден, что отношение к национальной символике, как и к украинскому языку, по сравнению с временами «до Независимости» очень изменилось. И сознание наших граждан также исподволь меняется.
Вера в престиж
Николай ЖУЛИНСКИЙ , директор Института литературы им. Тараса Шевченко НАН Украины:
— В свое время, находясь в правительстве Украины, я мечтал о том, каким должен предстать перед нами Украинский дом, который находится на Европейской площади в Киеве. Тогда я хотел, чтобы в этом доме, который, как предусматривалось, должен быть культурно-информационным центром, по круговым этажам были размещены национальные символы. Т.е. такие знаки, которые несут определенную закодированную в этих символах информацию об украинском народе, его историю, культуру, ментальность и прочее. И я представлял себе, что они будут «вплетаться» в человеческое сознание, постоянно пульсировать, и реакция каждого иностранца на Украину должна была бы формироваться при помощи этих кодов и символов. Это, например, та же бандура, вышитый рушник, казак Мамай, тризуб, памятник Владимиру Крестителю и тому подобное. Поэтому понятие «национальные символы» является очень важным. Я считаю, что оно должно играть особую роль для человека, который представляет украинскую цивилизацию, украинское государство. Мы сегодня, к сожалению, не видим такой вспышки, внутренней потребности, осознания того, чтобы делать какие-то определенные акценты на национальных символах. Почему? Потому что общество не является строителем государства. В известной степени украинское общество окутала апатия, пассивность, разочарование в завтрашнем дне, и это является очень большой ошибкой власти, которая не дает позитивных импульсов и не открывает реальных перспектив для украинского общества. Мы должны постоянно говорить, что у нас есть большие богатства, и не только в культуре, но они должны в чем-то и выражаться. Однако я убежден и верю в то, что когда-то будет престижно для молодой девушки или юноши, новобрачной или новобрачного вступать в брак в украинском костюме, будет приятно в вышиванке, которая, бесспорно, приобретет модерные видоизменения, представлять себя, показывать свою принадлежность к определенной культуре, определенной цивилизации. Я верю в то, что тот же тризуб, герб или гимн будут все больше находить своих сторонников, которые будут считать за честь где-то их поставить или обозначить на своей одежде. И такой период обретения гордости за себя, свою страну, свой народ, свою культуру, является еще и утверждением украинского престижа. Я верю, что такое будущее наступит довольно быстро. Но, мне кажется, разбалансированность украинского общества, определенный комплекс второсортности, отсутствие осознания полноты своего бытия в историческом центре сегодня в какой-то степени мешает проникнуться необходимостью придавать важное значение национальным символам, государственной символике. И это меня, честно говоря, очень печалит и угнетает. К этому относится и вопрос престижа украинского языка, украинской культуры и нашего государства вообще.
Между патриотизмом и безвкусицей
Павел БУЛГАК , студент-политолог Национального университета «Острожская академия», стипендиат «Дня»:
— Мода на национальную символику сегодня, как никогда, нужна. Вопрос в другом: должно ли это быть именно модой, т.е. навязанным стереотипом поведения, когда те же значки-тризубы носят только потому, что это модно, это круто, это популярно? Простите, у нас иметь мобильник, работать юристом или экономистом, одевать дорогие вещи, купленные в бутиках, пить популярные безалкогольные напитки или пиво отечественного производства — также модно. Поэтому стоит ли опускаться до такого приземленного и обывательского уровня выражения патриотических чувств? На мой взгляд, не стоит и нет необходимости в этом. Вот когда молодой человек сознательно берет в руки желто-голубой флаг и поднимает его в День Независимости возле своего дома, ощущая при этом свою, хотя и виртуальную, принадлежность к событиям 1991г., это уже — зародыши настоящего патриотизма, тех чувств, которые идут из глубины его сердца, его души.
Если говорить о грани между патриотизмом и безвкусицей, включите просто вечерние новости и посмотрите на тех народных избранников или политиков, которые носят на груди не только депутатские значки, но и многочисленные награды за заслуги перед государством, названные именами Ярослава Мудрого или Владимира Великого, и при этом разговаривают или дают интервью на русском языке, олицетворяют антигосударственную политику... Вот настоящая безвкусица и не только — это позор и элементарное неуважение к исторической памяти миллионов погибших украинцев, которые мечтали о независимости.
Давайте не ожидать моды, потому что мы уже дождались, что на государственном уровне принимаем в Украине программы и меры, вы только в это вдумайтесь, «по популяризации украинского языка и культуры, содействию украинской книге, воспитанию патриотически настроенной молодежи...».. И это после 13 лет независимости. Разве о такой Украине мечтали когда-то наши пращуры? Давайте быть украинцами и не стесняться разговаривать на украинском языке, одеть хоть раз в жизни вышиванку, поднять над собой национальный флаг, запеть гимн, цитировать Шевченко. Иначе мы обречены стать неким буферным государством, полигоном для мультикультурных экспериментов...
Без принуждения
Владимир ВОЙТЕНКО , доктор медицинских наук, профессор:
— Я никогда не носил на лацкане пиджака значок с портретом Ленина и тризуб сейчас не ношу. Но не из-за того, что эти символы представляются мне одинаковыми. Просто символика — это что-то особое, торжественное, небудничное. Поэтому мне кажется, что символика не должна быть предметом ежедневного употребления, не должна использоваться в рекламе. Исключение составляет реклама политического характера, когда речь идет о торжественных собраниях, депутатах, политиках, которые демонстрируют свою позицию. По моему мнению, проблема не в том, что символика не используется рядовыми гражданами, а в том, что у большинства наших граждан нет чувства гордости за Родину, чувства патриотизма, чувства самостоятельности Украины. И с помощи символики этого изменить нельзя. Символика, какой бы важной она ни была, — это несколько вторичное по отношению к тем общественным явлениям, которые она отражает. Станем нормальной страной, станем такими, какими мы хотим стать, то, возможно, и у нас будет, как в США, где почти все жители каждое утро без принуждения поднимают у своих частных домов американский флаг. Это, конечно, очень трогательно, потому что делается от души. В советские времена было много символики: пионерские галстуки, комсомольские значки и др. Китайцы носили значки с изображением Мао Цзэдуна, корейцы — с Ким Ир Сеном. Но все это не имело никакого отношения к патриотизму — это было принудительно и это было своего рода приспособлением к обстоятельствам, сервилизмом и конформизмом. А в этом мы не нуждаемся.
Подлечить сознание символами
Лариса АНТОЩУК, IV курс гуманитарного факультета Национального университета «Острожская академия»
— Согласитесь, очень приятно смотреть на одежду спортсменов Украины на олимпиадах, различных соревнованиях и т.д. Желто-голубая расцветка и надпись «Ukraine» могут вызывать волну эмоций или же просто констатирующее — «наши».
Использование цветов национального флага и символики на международном уровне — нормальное явление для любой страны. Ведь в таком случае ударение делается на самобытность, определенные исторические условия, национальную и культурную идентификацию. В таком случае использование изображения тризуба, желто-голубых мотивов — просто необходимо.
Однако стоит ли напоминать о манере одеваться американцев, канадцев? В частности, что говорить о таких «выдумках», как надписи «Canada» на задней верхней части штанов? Или же о яркой обуви гигантских размеров в стиле «Я люблю Америку»? Где граница между патриотизмом и желанием выделиться, привлечь внимание и — безвкусицей?
В нашем государстве проблема в одном — очень плохо развит сувенирный бизнес. Если в Киеве, Львове и нескольких областных центрах можно приобрести сувениры с национальной символикой, то в провинциальных городах, поселках не найдешь в подарок заграничному другу даже маленького желто-голубого флажка. Надо, чтобы в магазинах, киосках было хотя бы немного больше открыток с тризубом, надписью «Украина». Ведь не для иностранцев это надо — для нас! Нельзя себя идентифицировать со страной, флаг которой видишь только в день государственного праздника, митинга, и то только над помещением администрации. Желто-голубые композиции просто необходимо использовать везде, и изображение малого герба также не помешает. Конечно, нам далеко до канадских школьников, которые перед началом каждого учебного дня поют в классах гимн, но начать стоит...
Только не следует увлекаться. Молодежь всегда выделяется желанием инакомыслия. Если бы была разработана и предложена коллекция красивой, качественной одежды с использованием национальной символики, простыми надписями, то сколько бы это изменило в процессе формирование сознания детей и молодежи?! Молодежь без проблем наденет желто-голубую одежду. Это возможность заявить: «Да, я другой, но это вас не касается», или же «Знаю, кто я такой. Мне нравится такой стиль — я помню, к какому государству принадлежу»... И хотя это не так экстремально интересно, как молодежи Польши покупать сегодня футболки с надписью «СССР», но мы в конце концов к такому экстремизму и не стремимся. Цель одна — напомнить, что значит быть гражданином своего государства. Однако только внутренняя сущность и понимание могут замечательно дополняться желто-голубым спортивным костюмом с тризубом на спине и значком «Proud to be Ukrainian» (Гордость быть украинцем). В другом случае — это, в соответствии с молодежным слэнгом, — «попса» (безвкусица, желание выделиться за счет не личных качеств, а других атрибутов, людей).
Эстетического вкуса при подборе одежды нам не настолько не хватает, чтобы вульгаризировать использование национальной символики, так, как это случилось в нескольких других странах. Поэтому не следует оглядываться и бояться. У нас свои взгляды, история, традиции. Только национальное сознание следует немножко подлечить... Символика — неплохое средство.