Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда побеждает сила духа

45 дней в плену у «неромантичных» пиратов украинцы выстояли благодаря командной поддержке
23 июля, 2008 - 19:37
СЕРГЕЙ АЛИМОВ С ЖЕНОЙ. В РУКАХ — ФЛАЖОК МЧС УКРАИНЫ. ПЕРВЫМИ, К КОМУ ПОПАЛИ В РУКИ ОСВОБОЖДЕННЫЕ МОРЯКИ, БЫЛИ УКРАИНСКИЕ ВРАЧИ, ДИПЛОМАТЫ, ЭКСПЕРТЫ-ЮРИСТЫ ПО ВОПРОСАМ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА, А ТАКЖЕ ПСИХОЛОГИ МЧС УКРАИНЫ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» СЕРГЕЙ АЛИМОВ: «ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ПЛЕНУ Я ДУМАЛ ТОЛЬКО О НЕЙ... А ЕЩЕ — О МАМОЧКЕ» ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» ВСТРЕЧАЛИ ЭКИПАЖ МОРЯКОВ ВОЗЛЕ ТРАПА САМОЛЕТА В БОРИСПОЛЕ ЖЕНЫ, МАТЕРИ И ... ЦЕЛАЯ ТОЛПА ЖУРНАЛИСТОВ ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» КАПИТ

На период с 28 мая по 8 июля четверо украинских моряков вместе с девятью матросами из Бирмы и по одному из Эстонии и России стали заложниками морских пиратов — 30 ти «солдат Сомали» —на немецком корабле «Леманн Тибер» фирмы KW Bereederungs & Co KG. Для XXI века факт неслыханный, но выясняется, еще слишком рано тему пиратства отдавать области литературы или кинематографа. Возможно, Украина и мир так близко столкнулись с таким пережитком тысячелетней давности, чтобы еще раз осознать: самой ценной является человеческая жизнь. А еще — лишний раз убедиться, что параллельно с нашей высокоразвитой цивилизацией в мире существуют тысячелетней давности практики, одна из которых — работорговля.

Но есть и другая, быть может, практика и похуже: безразличие. Это когда людей бросают в беде, зная, что их ждет верная смерть — очевидно, в этом случае речь идет о моральном вырождении, а не пережитке. «Так не по-человечески к нам никто не относился. Представители нанявшей нас немецкой компании прямым текстом нам говорили, что не могут ничем помочь. Делайте, что хотите...», — рассказал 23 июля, после прилета в Киев 24-летний электромеханик судна, херсонец Сергей Алимов. Получается, что моряки оказались в Аденском заливе, что в Индийском океане, в двойном плену, ведь, по сути, работодатель их бросил на произвол судьбы.

Капитан корабля, 43-летний Валентин Барташов уверен, что в первые пять дней с момента захвата всех еще можно было спасти — и без выкупа, который требовали сомалийцы. «Как только нас захватили, мы сразу активизировали все средства, дающие информацию о позиции судна в океане каждые 20 минут. Борт судна был высоким, пираты постоянно пытались залезть на судно, время от времени стреляли. Но тогда их было восемь. Когда же их стало 30, то это уже нельзя было сделать», — объяснил капитан корабля. Сначала сумма выкупа, потребованного пиратами, была три миллиона долларов. Поскольку немецкая сторона тянула с деньгами и торговалась, это очень раздражало пиратов, и они срывали злобу на 15 ти заложниках: морили их голодом (давали в день по одному сухому брикету) и мучили жаждой (глоток технической воды в день). В конце концов, сошлись на 600 тысячах долларов.

Когда 8 июля пираты покинули «Леманн Тимбер», начался второй этап испытаний: девятибалльный шторм, во время которого в корабле сломался двигатель. Судовладелец снова обманул моряков: пообещал послать буксир, но не послал. Люди напрасно ждали несколько дней, а их заливало водой, к тому же, у них закончилась еда. Сигнал «SOS» услышал американский военный крейсер, который, собственно, и помог морякам по мере возможности технически, а еще едой и водой. И только 15 июля началась операция спасения моряков: его взял на буксир специально для этого посланный «Дубай Мун» из Объединенных Арабских Эмиратов. Кстати, по словам капитана Валентина Барташова, этот буксир немецкая компания, которая их наняла, хотела перехватить, чтобы он не дошел к «Леманну Тимберу».

«Честно говоря, когда я в составе группы украинских врачей, юристов, работников МЧС 20 июля прибыл в порт Салала, что в Омане, куда отправили украинских моряков, я ожидал, что увижу их в худшем состоянии, — признался психолог, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории экстремальной и кризисной психологии Университета гражданской защиты Украины (Харьков) Виталий Христенко. — У всех у них были признаки посттравматического стрессового расстройства (есть они и сейчас), все моряки были в очень истощенном физическом и психологическом состоянии. Но им сильно помогло то, что они держались командой. Их дух был намного крепче, чем у матросов Мьянмы, которые уже сидели и готовились к смерти. К чести наших нужно сказать, что во время плена были даже такие ситуации, когда сомалийские пираты боялись наших моряков. Потому что когда один человек боится другого? Когда чувствует его преимущество, психологическое преимущество. И очень часто наши были выше их всех. Это показывает, какие они молодцы! А то, что касается стрессового расстройства, то это все подлежит коррекции, главное, что наши моряки — победители».

Пока психологи будут заниматься психологической реабилитацией экипажа корабля, уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачeва будет требовать от немецкой компании-работодателя денежного возмещения убытков, в том числе — моральных. Сумма для одного пострадавшего — 100 тысяч евро. Видимо, и здесь придется нелегко, ведь, по словам моряков, перед отлетом из Салали (чартерный рейс «Киев— Салала—Киев» на ИЛ-62 профинансировало украинское правительство) представители немецкой компании заявили, что могут отдать им лишь одну зарплату. Но позиция омбудсмана бескомпромиссна: «Мы приняли решение продолжать борьбу за честь и достоинство украинских и других моряков и будем защищать их права в судебном порядке».

КОММЕНТАРИЙ

Юрий САЕНКО , доктор экономических наук, заведующий отделом социальной экспертизы Института социологии НАН Украины:

— Пиратство в мире искоренить можно. Во всяком случае, предпринять для этого правильные, цивилизованные шаги. Сегодня в мире разрабатываются сильные программы, вокруг которых объединяются страны по борьбе с терроризмом, который, нужно признать, имеет уже свои традиции и известные всем методы. Также и здесь. Для кораблей, курсирующих в опасных водах, следует организовывать конвой с участием специально обученных военных. Т.е. политическими, общественно-демократическими, экономическими и другими способами, кроме военных, следует организовать в этих районах конвоирование международных сил. Думаю, после случая с нашими моряками Украина должна была бы выступить именно с таким предложением — давайте объединяться, давайте искать какие-то модели выхода. Это могло бы сделать НАТО, поскольку, как мы видим, страдают европейские страны (а в Aльянс входит большинство стран Европы). Также это нужно делать через службу безопасности ООН: мировое сообщество имеет уже мощные международные организации, нужно их только активизировать вокруг этого вопроса. Нужно признать: нельзя закрывать глаза на случай, который произошел с украинскими моряками, нельзя допускать, чтобы опять кто-то от этого пострадал, также нельзя каждый раз на это расходовать такие средства. Нужно наконец понять очевидное: отсутствие специальной охраны стимулирует бандитов заниматься пиратством.

Елена ЛИЩИНСКАЯ , кандидат психологических наук, докторант Института социальной и политической психологии АПН Украины:

— Хочу еще обратить внимание на то, что этот случай — чуть ли не единственный за последнее время — говорит о том, что в Украине немного меняется отношение к людям, и наших соотечественников пытаются выручать из беды. А командный дух, благодаря которому выстоял экипаж корабля, — это психологический климат коллектива или корпоративная культура. Это сверхперсональное явление, относящееся к коллективной психике. Но формируют его лидеры. Как правило, каким человеком является лидер, какие качества ему присущи, — то такой и командный дух. Например, если руководитель какого-то предприятия — человек порядочный, принципиальный, справедливый, то вокруг него группируются такие же люди. И таким образом формируется командный дух... Сомалийские пираты, по сути, были наркоманами, деградантами. А наши парни — серьезные мужчины, у них было чувство идентичности и чувство дружбы, что очень важно. Думаю, что это — следствие того, что у них сформированы нормальные мужские качества — воинственные мужские качества, потому что они — моряки. Когда известный психолог Виктор Франкл попал в немецкий концлагерь, он там выяснял, что создает для человека смысл жизни, что побуждает его выжить в критических условиях. Например, для него — желание дописать книгу, кто-то любил семью и хотел вернуться в семью, кто-то — к детям, кто-то — к профессии, а те люди, которые ничего не имели за пределами лагеря, то есть в душе ничего не имели, под давлением нечеловеческих обстоятельств превращались во что-то страшнее животных. То есть командный дух — это общий смысл, общие ценности, которые их объединяют, это — самое человечное в человеке.

К сожалению, в последние годы в Украине ничего не делается для формирования общего духа — национального, патриотического. И пример моряков, как можно вести себя в критической ситуации, может стать хорошим для людей — по принципу «заражения». Очень хорошо, что есть места, где существует такой общий дух. Мой вывод: наш командный дух страны остался в раздробленных местах и нашу общую народную душу нужно как-то «латать», собирать вместе. Это тема национальной идеи, национального идеала. Считается, что ее нужно связывать именно с языком. Но страна, как минимум, двуязычная. Мы в нашем институте изучаем интеграцию русскоязычного сообщества в общеукраинское, дискутируем и приходим к выводу, что нужно искать общие для всех ценности, которые будут объединять людей (над этим следует работать интеллектуальной элите). Речь идет о более глубоких ценностях, независимых от речи — человечности, патриотизме. Хочу подчеркнуть — гуманистические, гуманитарные ценности, как это наблюдается в Евросоюзе, а не только прагматические, связанные с деньгами.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ