Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кольцо всевластия

«Оскар» подтвердил репутацию конъюнктурной премии
2 марта, 2004 - 00:00

Увы, сбылись наиболее зловещие предсказания, мрачнейшие предвидения, самые пессимистические прогнозы. В кинотеатре «Кодак» в Лос-Анджелесе в 76-й раз раздали «Оскаров». Количественно сравнявшись с «Титаником» и «Бен-Гуром», 11 статуэток получил «Властелин колец: Возвращение короля» Питера Джексона, в том числе в столь важных категориях, как «лучший фильм» и «лучшая режиссура».

Остальные ему же — за лучшее художественное оформление, лучшие костюмы, лучшую оригинальную музыку и лучшую песню, лучшие видеоэффекты, лучшую работу звукооператора, лучший монтаж, лучший грим, а также лучший адаптированный сценарий.

Есть какая-то особо изощренная ирония, если не сказать — издевка, в том, что главным триумфатором Америки стал именно Джексон. Ведь до 2001 года, когда на него неожиданно пал выбор продюсеров, решивших экранизировать трилогию Толкиена, новозеландец не имел особых достижений на экране. Конечно, он был известен, но в узких синефильских кругах, весьма специфически: как режиссер… трэш-кино, «мусорных» фильмов ужасов. Одни названия чего стоят: «Дурной вкус» (1987 г.), «Живая мертвечина» (1992 г.), «Страшилы» (1996 г.) Кинематографический трэш — это вообще отдельная тема. Достоинств у такого кино — ни малейших, кроме одного: в своем роде «мусор» является кривым, а потому занятным, зеркалом киноиндустрии класса «А» (трэш, соответственно, проходит по категории «Б»). Мусорные режиссеры перехватывают у большого кино пафос, темы и прочее, и делают на тяп-ляп что умеют. Как правило, трэш-фильмы снимаются за копейки, за несколько дней, сценарии сочиняются «от балды», а то и вовсе отсутствуют. Отсутствуют там также сколько-нибудь оригинальные приемы и даже малейшие признаки вкуса (так что название для своего дебюта Джексон выбрал совершенно правильное). Подавляющее большинство таких картин — это очень стр- р-рашные «ужастики» про зомби, маньяков-убийц и кровожадных инопланетян. Поскольку мусорными ужасами напугать невозможно даже детей, то смотрятся все эти кошмарики как абсурдные черные комедии. За что и ценятся киногурманами.

Вот, собственно, подобную чушь и снимал Джексон перед тем, как стать повелителем гоблинов и хоббитов. Автору этих строк довелось видеть «Живую мертвечину». Редкостно тупое и тошнотворное зрелище. Конечно, многомиллионные вливания в толкиеновский проект — дело серьезное. Но ведь писал кто-то из русских классиков: «осел останется ослом, хотя осыпь его звездАми». Колоссальный бюджет не помог Джексону стать талантливее или хотя бы изобретательнее. Вся трилогия — это зачастую самодостаточное нагромождение спецэффектов, полное отсутствие динамики, совершенно провальные актерские работы (к счастью, ни одного «Оскара» за роли «Возвращению короля» не досталось). Но — дело сделано. Новозеландский киномусорщик вознесен на «Оскаровскую» вершину. Лучшей самохарактеристики для этой пафосной, а по сути никакого отношения к экранному искусству не имеющей премии трудно даже придумать.

Очередное торжество коммерческой хватки над дарованием заметно и по решениям в других категориях. Так, сопливая гламурная анимация «В поисках Немо» (режиссер — Эндрю Стэнтон) отмечена как лучший полнометражный мультфильм, оставив позади настоящий шедевр — европейское «Трио из Бельвилля». На стороне байки о веселой рыбке было одно-единственное, но кардинальное преимущество — снята она совместно студиями «Дисней» и «Пиксар». «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм» присужден ленте канадского режиссера Дени Аркана «Нашествие варваров» — откровенно скучной и ничем, кроме политкорректного отношения к эвтаназии, не приметной биографической драме. Единственная отрада нынешней раздачи — награды за лучшие мужские роли. Здесь без возражений: Шон Пенн — лучшая главная роль, Тим Роддинс — лучшая роль второго плана (оба — «Таинственная река», режиссер Клинт Иствуд). У обоих в этом действительно трагическом и прекрасном фильме — труднейшие партии, и оба справляются с ними виртуозно. Довольно логичным выглядит и приз за лучший сценарий — он отдан Софии Копполе за чудную лирическую комедию «Трудности перевода». В целом — и здесь я буду неоригинален — сенсаций не произошло. «Оскар» в который раз подтвердил свою репутацию глубоко конъюнктурной премии, обслуживающей интересы крупных кинокорпораций. Питер Джексон так и остался средней руки ремесленником, ухватившим свое кольцо всевластия. Клинт Иствуд и София Коппола — хорошими режиссерами, Пенн и Роббинс — классными актерами. Все остались при своих. Главное же — множество отличных фильмов выходят и будут выходить и без всяких «Оскаров».

КСТАТИ

Другие оскаровские номинации распределились следующим образом. Лучшей актрисой стала Шарлиз Терон, сыгравшая главную роль в фильме «Монстр». Исполнительницей лучшей женской роли второго плана названа Рене Зелльвегер, «подыгравшая» Николь Кидман в «Холодной горе». Два «Оскара» получили авторы фильма «Хозяин морей. На краю земли» — за лучшую операторскую работу и монтаж звуковых эффектов. Лучшим документальным фильмом стала лента «Туман войны». Короткометражные ленты, получившие «Оскар»: игровой фильм — «Два солдата», анимационный — «Харви Крампет», документальный — «Сердце Чернобыля» о тяжелых последствиях аварии 1986 года для здоровья детей в Белaруси. «Оскар» за заслуги был вручен Блэйку Эдвардсу.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ