Вчера Президент Украины Виктор Ющенко обсудил с премьер-министром Виктором Януковичем итоги его визита в Россию. Как сообщает пресс-служба Президента, среди главных тем разговора — вопрос газовых договоренностей Украины и России на период до конца 2006 года и перспективы на 2007 год. Президент также подчеркнул, что базовым документом для деятельности нового правительства является Универсал национального единства. Среди других тем встречи — интеграция Украины в НАТО и ВТО. Премьер-министр заверил, что эти темы являются первоочередными в работе правительства, и будут решаться в соответствии с позициями, закрепленными в Универсале. В связи с этим мы обратились к экспертам «Дня» с двумя вопросами: каковы, на их взгляд, итоги сочинской встречи и какие, так сказать, мессиджи выберет Виктор Янукович во время будущих визитов в Брюссель и Вашингтон.
Тамара ГУЗЕНКОВА , доктор исторических наук, политолог, Москва:
— Сочинская встреча украинского премьер-министра вызвала повышенное внимание как в украинских, так и в российских политических и экспертных кругах. Вопросы о том, кто оказался в выигрыше, а кто в проигрыше, удалось ли Виктору Януковичу расположить к себе российских президента и премьера настолько, чтобы решить для себя первостепенные задачи в последние дни возникают постоянно. Крайне немногословные публичные заявления украинского премьера и отсутствие данных о цене на газ уже породили на Украине шлейф комментариев и «расшифровок», смысл которых сводится к тому, что В.Януковичу якобы «похвастаться нечем».
Между тем, кажется весьма опрометчивым ожидать от одной (тем более первой, что называется, пристрелочной) встречи больших судьбоносных результатов. Надеяться на то, что украинское правительство сразу решит те проблемы, которые можно отнести к разряду старых «незаживающих ран» было бы по меньшей мере несерьезно. Итоги сочинских переговоров, с моей точки зрения, следовало бы оценивать по другим параметрам.
Во-первых, украинскому премьеру был оказан, насколько можно судить, хороший прием. Это уже немаловажно, если вспомнить о недавнем более чем сдержанном приеме в Москве молдавского президента, представившего свой план урегулирования российско-молдавских отношений.
Во-вторых, и это уже существенно, была достигнута договоренность относительно заполнения газом украинских газохранилищ, не дожидаясь урегулирования вопросов цены. Это означает, что Украина будет иметь запасы газа, как бы ни повернулись дела с переговорами.
Нет сомнений в том, что обе стороны знают, чего хотят, но пока еще не знают, как этого добиться ко взаимному согласию. Сочинская же встреча продемонстрировала, что площадка для переговоров и компромиссов появилась. Это уже немало. И еще одно существенное обстоятельство. Практика последних лет показала, что украинское правительство добивается лучших для себя результатов в условиях многовекторной сбалансированной политики.
Владимир МАЛИНКОВИЧ , директор украинского отделения Международного института гуманитарно политическихисследований:
— Наладить взаимоотношения Украины с Россией гораздо важнее, чем получить «добро» в Брюсселе и в Вашингтоне. Потому что ни Брюссель, ни Вашингтон не смогут повлиять на цены на энергоресурсы. А цены на энергоресурсы — ключевой момент в работе нового правительства. Поскольку успех политики во многом зависит как от приемлемости этих цен, так и от удобных условий для сбыта нашей экспортной продукции на рынках России и СНГ. В этом плане можно было бы говорить о многовекторности, но я бы не сравнивал эту многовекторность с той, которая была при президенте Кучме. Потому что при Кучме смена вектора происходила со сменой направления поездки. В Москве говорили одно, а в Брюсселе другое. И такая многовекторность означала , по сути, непредсказуемость украинской политики. Сейчас, я думаю, надо вернуться к позиции многовекторности, но эта позиция должна быть стратегической позицией Украины. То есть, и в Москве и на Западе должны знать, что Украина — страна нейтральная и будет действовать только в своих интересах. Но проблема не в этом. Проблема в том, что внешняя политика Януковича не может быть такой, какой она было при Кучме. Тогда внешняя политика определялась одним человеком, самим Кучмой. Сегодня ситуация меняется, и Янукович не может полностью отвечать за внешнюю политику Украины. Так как и формально и де-факто, существенную роль на внешнюю политику будет оказывать Президент или Тарасюк. Этим вызван и тот факт, что поездка в Сочи не принесла никаких ощутимых результатов для Украины. Мало привез подарков, так сказать. Потому что в Москве прекрасно понимают, что Янукович — это только пол Украины имногие вопросы будут решаться на комиссии «Путин — Ющенко».
Виктория ПОДГОРНАЯ , директор Центра социально-политического проектирования:
— Я думаю, что геополитика является достаточно слабым местом у новой власти. Ничего другого кроме того, что они видели у Кучмы, они предложить не могут. Для этого надо было заниматься разработками и иметь интеллектуальные ресурсы. Я не вижу здесь никаких интеллектуальных ресурсов. Есть финансовые и экономические, а вот интеллектуальных нет. Поэтому ничего лучшего, чем многовекторность они, наверное, не придумают.
Я думаю, что в Брюсселе и Вашингтоне у Януковича поле для маневра будет неширокое. Мне кажется, что самая главная задача правительства Януковича достигнуть транснационального статуса для тех компаний, которые представляют донецкий регион. Прежде всего СКМ, то, к чему так стремится Ахметов. А без интеграции в мировые рынки это невозможно. Думаю, они будут вести себя крайне лояльно по отношению к международным структурам. Поэтому в Брюсселе и США Янукович будет говорить о широком партнерстве, о европейских ценностях и правилах. Что касается ВТО, то я думаю, синхронизации с Россией не будет. Он пообещает Западу быстрое вхождение в ВТО, пообещает, что национальный капитал будет четко придерживаться международных правил. А вот вопросы политического сотрудничества с Западом, я думаю, Янукович форсировать не будет. Вообще политические темы будут для Януковича опасны, как в российском контексте, так и в западном.
Олесь ДОНИЙ , политолог:
— На самом деле, многовекторность Украины никуда не исчезала. По своей сути культурной, экономической, исторической Украина на этом этапе от многовекторной политики просто не сможет отказаться не просто как государственная структура, а как нация, как страна. Поэтому можем говорить не об изменениях в стране, а об изменении в риторике.
Совершенно очевидно, что для Партии регионов обещания гуманитарного характера не на первом месте, для них намного более важны их экономические интересы, а также экономические интересы государства. Эти интересы, на самом деле, взаимосвязаны. Они это уже понимают. Также они понимают, что эти интересы зависят от спокойствия в государстве.
Янукович сделал то, чего от него ожидали. Ему следовало на словах улучшить отношения с Россией, он это сделал, что касается дела, то этот вопрос неоднозначен.