Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

КОММЕНТАРИИ

4 октября, 2003 - 00:00

Игорь ГРИЦЯК, директор Центра правовых и предпринимательских исследований:

— Предстоящий ялтинский саммит «Украина — ЕС» чрезвычайно важен для Украины, учитывая ситуацию с подписанием соглашения по ЕЭП. Это дипломатическое мероприятие сможет смягчить последствия договоренностей по ЕЭП. Какими бы ни были результаты, но они дадут возможность всем заинтересованным в международных отношениях с Украиной иметь определенный информационный фактаж и оперировать им в дискуссиях и полемике, которые сегодня идут вокруг ЕЭП. То есть саммит даст возможность получить конкретные аргументы в пользу дальнейшей интеграции Украины в ЕС. ЕЭП уже политически согласован, но на этом жизнь не заканчивается. Первые лица государства убеждают, что это всего-навсего форма регионального сотрудничества, которое не повредит, а будет содействовать дальнейшей интеграции в Европу. Именно с учетом этого ключевого тезиса и нужно будет проводить переговоры на ялтинском саммите. Украина должна подтвердить свое желание и впредь двигаться к ЕС, подталкиваемая соглашением по ЕЭП.

Конечно, после активных действий Украины в рамках соглашения по ЕЭП ЕС серьезно задумался. Ведь он фактически может потерять в лице Украины выгодного партнера и потерять коридор во влиянии на территории СНГ. Поэтому наша «поза» в виде ЕЭП где-то напрягла ЕС, и главным лейтмотивом здесь должно быть то, что с нашим государством нужно считаться. Именно на этом саммите нужно расставить все точки над «і» в отношении того, в какой форме продолжится сотрудничество Украины и европейского сообщества, как они активизируют свою политику в отношении Украины.

Наше желание обрести статус ассоциированного члена ЕС — сугубо политический ход, ибо с технологической точки зрения это невозможно. Есть определенные процедурные моменты: нужно сначала выполнить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное в 1994 году между Украиной и ЕС и вступившее в силу в 1998 году. По состоянию на прошлый год, что было подтверждено на «круглом столе» парламентского комитета по вопросам евроинтеграции, выполнено только около 60% норм этого соглашения. Некоторые украинские политики, не понимая скрупулезного отношения к нормам закона и к принципу верховенства права на Западе, пытаются на этой тематике (дескать, нас там никто не хочет видеть) популистскими методами заработать политические дивиденды. Как метко сказал Президент: «Нужно меньше декларировать намерения, а больше реально делать и выполнять стандарты». Если страна выполнит соглашение на 100% и вступит в ВТО, что засвидетельствует достижение страной стандартов, зафиксированных в СПС, тогда уже можно будет высказывать претензии на статус ассоциированного члена. Я хотел бы, чтобы на этом саммите и Европа пошла нам навстречу, оказав помощь в выполнении пунктов СПС, и мы обязались бы выполнить пункты соглашения в течение одного—двух лет.

Саммит должен засвидетельствовать внимание ЕС к Украине, и то, что Украина не выходит из поля интересов Европы, а остается одним из основных объектов влияния. ЕС должен найти другое название партнерских отношений с Украиной. Мы не заслуживаем статуса простого соседа, необходимо использовать более корректные формы. Европейский Союз, встревоженный фактом перетягивания Украины в сторону России, должен предпринять конкретные кардинальные шаги. Например, он может выделить финансовые ресурсы своих фондов для выполнения Украиной СПС и активизировать агитационно-пропагандистскую работу в нашем обществе.

Станислав ШЕВЧУК, директор Центра европейского и сравнительного права:

— Особое внимание во время саммита Украина — ЕС в Ялте должны уделить вопросам правового сотрудничества, поскольку адаптация законодательства Украины к стандартам ЕС — одно из главных условий нашей европейской интеграции. Мы надеемся, что на саммите в Ялте будет получен четкий ответ на вопросы, как качественно ускорить процесс адаптации законодательства в Украине. До этого момента адаптация носила характер общих требований или отдельных вопросов. Отсутствовала конкретика, как комплексно подойти к процессу адаптации законодательства. Украина взяла на себя обязательства по реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в вопросе сближения законодательства в приоритетных сферах. Но Еврокомиссия в своем содействии ограничилась только незначительными проектами технической помощи. Последние инициативы украинского правительства заключаются в том, чтобы вывести на более четкий уровень наше сотрудничество. Для этого был подготовлен меморандум между правительством Украины и Еврокомиссией по адаптации законодательства. В этом документе указана цель и параметры адаптации в каждой из приоритетных сфер. Проект меморандума уже передан Еврокомиссии. Мы ждем позитивный ответ именно во время нынешнего саммита, поскольку это качественно ускорит процесс интеграции Украины в ЕС. С другой стороны, проекты технической помощи, существующие в Украине, работают в формате первых лет независимости государства, когда так остро не стоял вопрос о нашей интеграции в ЕС. То есть Брюссель еще «раскачивается». Парадокс, что Украина готова идти дальше, однако в ответ не получает никаких сигналов, реакции. То же касается вопроса предоставления Украине ассоциированного членства. Саммит по сути должен дать ответ на вопрос, насколько европейцы готовы претворять в жизнь и свои декларации. Создается впечатление, что у нас есть и желание, и действия, однако в Брюсселе не могут дать содержательный ответ. Это и будет одной из главных идей саммита в правовой сфере.

После подписания в Ялте документов по ЕЭП Президент Украины предостерег, что нужно провести анализ соответствия соглашений Конституции и законодательства государства. Мне часто звонят знакомые из украинской диаспоры в США и выражают опасения, дескать Украина утрачивает суверенность. На мой ответ, что в этом вопросе есть много юридических и политических нюансов, они апеллируют к истории, вспоминая Переяславскую раду. По их словам, тогда тоже думали, что это несерьезно...

Подготовил Владимир ДЕНИСЕНКО, «День», Дмитрий ЖИРЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ