Вадим КАРАСЕВ, политолог, Харьков:
— Украинская Конституция — это, безусловно, Конституция переходная. Это первая Конституция или первая редакция конституционального дизайна украинской власти и политической системы раннедемократического общества. Этим и обусловливаются особенности нашего конституционного документа. Конституция имеет несколько измерений. Первое — это социально-философский смысл Конституции. В этом смысле Конституция — это документ, декларация о формировании гражданского общества, правах человека, свободе слова и т.д. В этом измерении наша Конституция имеет больше ориентационный смысл, чем отражает реальность.
Второе измерение — это функциональное назначение. Конституция задает правила игры и по сути является документом политической координации, с помощью которого координируется политическая игра, формируются политические коалиции или антикоалиции, политические интересы и т.д.
Третье измерение — «генетическое». Украинская Конституция на момент своего принятия представляла собой договор «расколотых балканизированных» посткоммунистических элит, возникший во второй половине 90-х годов. В этом смысле 28 июня 1996 года было зафиксировано соотношение институтов власти, переговорная сила сторон, компромисс различных политических интересов, существовавших в то время.
Анализируя итоги первой «конституционной пятилетки», очевидны и различные подходы к дальнейшему процессу конституционной модернизации. Понятно, что с точки зрения социально-философского измерения Конституция сохраняет свою значимость и роль. В гуманитарно- правовом содержании Конституция сохраняет свое влияние как вполне актуальный и необходимый документ. Более того, под него должны быть в ходе дальнейшего политического и правового процесса в Украине выстроены соответствующие институты и инструменты практики (судебная система, правоохранительные органы, СМИ, права человека и т.д.). В других измерениях политической и экономической реальности нынешняя ситуация формирует запрос на консолидационную фазу демократии и задачи по совершенству политической системы, что значительно опережает некоторые положения конституционного текста. Поэтому завершающаяся «конституционная пятилетка» формирует запрос на изменения в политико-институциональной части Конституции. В частности, должны быть учтены и по-новому выписаны конституционные нормы, касающиеся разделения властей от чрезмерного разделения властей по американской модели (что было необходимо в ходе первоначальной формирующейся демократии, чтобы сохранить демократический вектор политического развития) в сторону более функционально сбитой замкнутой европейской модели разделения властей (для того чтобы увеличить эффективность исполнительно-законодательного комплекса в стране), института Президента, Кабинета Министров (в связи с его политизацией и приобретением функций представительства), политических партий и т.д. Конец первой «конституционной пятилетки» демонстрирует необходимость длительного процесса по оптимизации политической системы, конституционно-нормативной коррекции ряда разделов и уточнений редакций конституционных статей. Это способствовало бы формированию более определенной, устойчивой политической реальности и консолидации государственной власти.
Дмитрий ВЫДРИН, директор Европейского института интеграции и развития, президент Всеукраинской медиа-корпорации «Ведомости»:
— Конституция — это прежде всего необходимый атрибут и ритуал жизни и выживания государства. Без Конституции страна является не совсем полноценной по международным стандартам. Хотя есть исключения, то ли подтверждающее, то ли опровергающее это правило — Англия, которая до сих пор не имеет конституции. Конституция — это то, что не замечается, когда она есть, но очень хорошо замечается, когда ее нет. Это как деталь одежды, которая в глаза не бросается, но без которой человек выглядит смешным и абсурдным. Украинская Конституция — это плод хорошо сделанной компиляции из ряда конституций других стран. Поэтому она ничем не отличается от добротных конституций развитых стран. И так же, как и в других странах, Конституция в Украине очень редко выполняется, и очень мало кто даже из политиков знает хотя бы основные пункты и положения Конституции. Это тоже обычная в мире ситуация.
Когда перестанут действовать переходные положения Конституции, в Украине вряд ли что-то изменится, потому что страной правят не столько законы, сколько распределение сил. При нынешнем распределении сил никакие законодательные «подвижки» в ту или иную сторону не будут иметь существенных последствий, потому что уже сложились определенные правила игры, которые определяются не законом, а наличием либо отсутствием ресурсов у тех или иных групп, участвующих в госуправлении.