Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

КОММЕНТАРИЙ

7 июля, 2004 - 00:00

Михаил СТЕПКО , заместитель министра образования и науки:

— Политика государства по укреплению высших учебных заведений заключается в объединении потенциалов этих заведений — кадровых, материальных и административных. В условиях расширения доступа к высшему образованию мы еще не имеем того кадрового потенциала профессоров, докторов, который должен быть в высших учебных заведениях III — IV уровня аккредитации. Например, он недостаточен в Сумском педагогическом институте им. Макаренко, потому что там совсем мизерное количество профилирующих кафедр возглавляется профессорами, там большинство — доценты. Существует параллельно Сумской аграрный университет, который имеет более высокий потенциал, но определенные дисциплины дублируются как в аграрном, так и в педагогическом. Если создать научное сообщество, то мы сможем укрупнять потоки студентов, которым будет читать лекции профессор, а доцентов можно занять другой работой или дать возможность писать научную работу. Студенты от этого только выиграют. При объединении университетов студенты также смогут использовать лучшие лаборатории всех трех заведений, работать в совместно созданных научных коллективах над теми или иными научными проблемами. Это укрепит потенциал науки как основы высшей школы, будет содействовать повышению качества учебного процесса, а также даст возможность повышения квалификации преподавателю непосредственно в процессе работы.

Статус национального учебного заведения при объединении даст преимущества для отбора кадров, потому что заработная плата у преподавателей будет выше. Объединения усилий многих преподавателей, многих кафедр приведет к тому, что мы сможем открыть и новые специальности, а не развивать одинаковые параллельно. А это уже новые возможности и для студентов, и для преподавателей, речь идет о полном трудоустройстве. Объединение университетов также даст возможность решить проблему с библиотеками. Мы рекомендовали использовать совместно потенциал учебных заведений городов, заставляли подписывать ректоров соглашения, но это не срабатывало. А сейчас студенты будут пользоваться лучшими библиотеками, лучшими спортивными залами, и кафедры будут подтягиваться к высшему уровню.

В аграрном университете очень высокий уровень дисциплины, высокий уровень благоустройства. Именно поэтому исполняющим обязанности ректора временно назначен Александр Царенко. К тому же Александр Царенко является народным депутатом, что дает ему дополнительные возможности. Ректор со временем будет избран новым коллективом на демократических основах.

Мы обещали на всех митингах, что при формировании штатного расписания никто из преподавателей не будет уволен. Сегодня уже 100% преподавателей Аграрного, 95% Педагогического и где-то 80% Сумского государственного уже переписали заявления и зачислены на работу в новый университет согласно нашего приказа. С 20% преподавателей Сумского государственного, которые еще не согласились на новые условия, ведется работа по выяснению их позиций, чтобы все проблемные вопросы можно было решить. Один мечтает об определенной должности, у второго — политические соображения, третий не видит перспективы... Вообще изменения должны происходить медленно, здесь люди правы. Мы договорились с исполняющим обязанности ректора Александром Царенко, что темпы реорганизации будут несколько замедлены. Потому что не нужно спешить сбивать гербы с вузов, это приводит только к провокациям, не нужно спешить смешивать кафедры. Людей нужно успокаивать и готовить к изменениям. А студенты будут заниматься в тех же аудиториях, в которых и занимались. Только для них прибавятся новые лаборатории. Никто не собирается сворачивать родственные специальности, только одинаковые не будут повторяться.

Реорганизация началась именно с Сум, потому что было обращение областной администрации к Президенту. Мы уже работаем над объединением учебных заведений в Ровно, Николаеве (объединение гуманитарных вузов). А еще мы должны учитывать демографический спад. В маленьких вузах мы не сможем дать нагрузку каждому преподавателю так, чтобы дополнить до ставки наукой. В большом вузе это все решается: одни будут преподавать, другие — заниматься наукой. Мы планируем сделать, как в России, научно-исследовательские университеты (такие существуют в Соединенных Штатах Америки). Они смогут учить, предположим, только по магистерским программам, а остальная работа — только наука. Так мы отойдем от чистого школярства. И эту перспективу нужно чувствовать и на нее работать. Конечно, со стороны нового ректората была некоторая поспешность и были сделаны некоторые ошибки, но никто не хотел худшего.

Подготовила Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ