Впрочем, событие, которого якобы с таким нетерпением ожидали все кубинцы осталось на Острове Свободы почти незамеченным (или сделали вид, что его не заметили). Если раньше за возвращение Элиана выступали многотысячные демонстрации и это абсолютно не запрещалось властью, то на этот раз, сообщает АП, кубинское правительство приказало своим согражданам не выходить на улицы для празднования. Наблюдать за приездом своего нового национального героя кубинцы были вынуждены с экранов своих телевизоров. Не появился перед соотечественниками с приветствием и Фидель Кастро. Не было вообще никаких официальных речей по поводу такого долгожданного события (без сомнения, выдающегося: немало наблюдателей сравнивают противостояние между Гаваной и Вашингтоном последнего полугодия с периодом «холодной войны»).
Единственным утешением для семьи Гонзалес, которая вернулась на родину, стала разве что встреча восьмисот школьников, среди которых были и одноклассники Элиана. Из гаванского аэропорта Элиана вместе с родственниками, несколькими учителями и учениками отвезли в специальный пансион, недалеко от Гаваны. Согласно официальным сообщениям, мальчик пробудет в нем еще по меньшей мере две-три недели. За это время учителя мальчика «должны провести мастерскую работу, чтобы сделать из него образцового ребенка», говорилось в сообщениях.
В чем же, собственно, секрет такой неугасимой популярности его? Первопричиной всему была затяжная миграционная борьба между Соединенными Штатами и Кубой. Вашингтон пытался всеми силами не допустить притока кубинцев к себе в страну, Гавана же все время обвиняла США в побуждении жителей Кубы к миграции. История с Элианом стал пиком этой перепалки. Началась она 25 ноября, когда в водах побережья Флоридского пролива был спасен тогда еще пятилетний малыш Элиан. Его мать, отчим и остальные девять кубинских мигрантов, которые пытались на лодке достичь американского берега, утонули. Заботиться об осиротелом Элиане сразу же стали родственники малыша со стороны отца. Счастливое детство мальчика, казалось бы, запросто могло пройти в уютной американско-кубинской семье на Флориде, однако Гавана начала требовать от Вашингтона возвращения маленького Гонзалеса отцу. После продолжительных слушаний американские судебные инстанции приняли решение отдать мальчика папе на Кубу. Полное же окончание «одиссеи» Элиана пришлось на эту неделю после очередного заседания апелляционного суда. История закончилась, кажется, в пользу Кубы. Остается надеяться, что и в пользу самого Элиана.