Вчера Совет национальной безопасности и обороны углубился в вопросы экономики. Открывая заседание, Президент Украины Виктор Ющенко сказал, что на нем будут рассмотрены мероприятия по повышению защиты прав собственности в Украине. По словам Президента, решение этого вопроса даст сигнал инвесторам «работать им или не работать с Украиной». Члены СНБО также рассмотрят проект указа главы государства о первоочередных мерах по противодействию коррупции и по детенизации национальной экономики и меры, направленные на вступление Украины во Всемирную торговую организацию.
Можно ли отыскать в столь напряженной повестке дня ключевой пункт, который влияет одновременно и на внутренние, и на внешнеэкономические проблемы, которые тормозят развитие нашей страны? Скорее всего, это тенизация экономики. И, похоже, вчера на заседании СНБО на него обратили внимание.
Уровень теневой экономики в Украине по итогам первого полугодия 2005 года вырос до 32% по отношению к официальному объему валового внутреннего продукта, тогда как в первом квартале уровень «тени» удалось уменьшить до 28—29% по сравнению с 35% ВВП в первом полугодии 2004 года. Такие выводы сделали эксперты Минэкономики в аналитической записке, подготовленной в рамках составления консенсус-прогноза макропоказателей на 2005—2006 годы. «Наличие нерешенных проблем в экономике не содействовало закреплению тенденций к сокращению теневого сектора», — констатируют эксперты. По их мнению, причина этого в ухудшении предпринимательской среды после масштабных изменений в законодательстве, сделанных при принятии госбюджета на 2005 год. Следствием этого стало и сокращение прироста инвестиций иностранного капитала в Украину, и рост налоговой нагрузки на экономику. Это впервые открыто признано государственным органом страны. Объемы просроченной задолженности по возмещению НДС выросли до 2,6 млрд. гривен. По мнению авторов исследования, «...практически социальные выплаты текущего года осуществляются за счет изъятия средств предприятий, роста государственных долговых обязательств и сокращения крайне важных бюджетных расходов для поддержки в надлежащем состоянии важных инфраструктурных объектов». Аналитики также указывают на существенное замедление темпов прироста инвестиций в основной капитал: с 32,2% — в первом полугодии 2004 года до 8,5% — в январе—июне 2005 года. Большой ущерб национальной экономике принесла ревальвация реального обменного курса гривни, проведенная Нацбанком весной этого года. За восемь месяцев она на 14,1% снизила конкурентоспособность украинских предприятий и обусловила негативные структурные изменения в экспорте, существенное сокращение положительного сальдо платежного баланса страны.
В этих условиях уже, похоже, несколько утратил остроту вопрос быстрейшего вступления Украины в ВТО, хотя в памяти наших граждан еще остаются уверенные или, теперь уже, несколько самоуверенные заявления нашего руководства о том, что мы будем приняты туда еще в нынешнем году.
Накануне заседания СНБО в столице ходили противоречивые слухи о том, что разбор полетов по поводу хода вступления Украины в ВТО может закончиться то ли оргвыводами, то ли выработкой согласованной позиции, объясняющей общественности причины неисполнения обещаний. Но экс-первый заместитель министра экономики Валерий Пятницкий, в свое время курировавший эти вопросы, в разговоре с «Днем» выдал успокаивающий прогноз: «Переговорный процесс по этому вопросу идет уже достаточно много лет, и я не думаю, что целесообразно делать вывод о том, что в последние полгода что-то сделано плохо, или в течение года, потому что на разных этапах принимались те или иные решения, достигались те или иные договоренности, которые отражали понимание процесса в каком-то конкретном контексте». «Одно дело двусторонние переговоры, договора, подписанные в 2001 году, и другое — те, которые заключены сегодня, — говорит Пятницкий. — Ситуация менялась и в экономике в целом, и в отдельных отраслях». По мнению эксперта, ситуация будет на СНБО «достаточно глубоко рассмотрена и приняты решения, связанные с окончанием процесса, а не решения, направленные на то, чтобы что-то отменить. Иначе придется опять начинать переговорный процесс».