Позавчера Бюджетный комитет Верховной рады, который до назначения ее вице-премьером возглавляла Юлия Тимошенко, а сейчас еще один представитель фракции «Батькiвщина» Александр Турчинов, предложил на рассмотрение парламента постановление, в котором было предложено признать работу Кабинета Министров по выполнению Закона «О Госбюджете Украины на 1999 год» неудовлетворительной и не утверждать отчет о его выполнении. Более того, было предложено рекомендовать Генеральной прокуратуре до 1 декабря 2000 года изучить материалы, представленные Счетной палатой, и в случае выявления нарушений законодательства при выполнении закона о Госбюджете-99 решить вопрос о привлечении виновных к ответственности.
Столь резкая оценка, конечно, породила массу вопросов. На один из них в тот же день ответил сам Турчинов: ответственность за исполнение Госбюджета-99 лежит на прошлом Кабинете (который возглавлял, кстати, лидер НДП, фракция которой входит в состав «большинства», Валерий Пустовойтенко). И главное, утверждает Турчинов, чтобы нынешнее правительство сделало соответствующие выводы и не допускало подобных ошибок. Но в это верится с трудом, если учесть, что несколько дней тому назад Президент публично одернул премьера, заявив, что «менять министра финансов в процессе подготовки и утверждения бюджета означает кинуть на произвол судьбы бюджетный процесс». А перед парламентом с докладом о выполнении бюджета выступал именно министр финансов Игорь Митюков, который и в предыдущем правительстве занимал эту должность. Настораживает также и то, что, призвав на помощь Генпрокуратуру, Турчинов в то же время, сообщает УНИАН, заявил, что предложение подать ей (прокуратуре) материалы — «второстепенное».
Конечно, правительство должно отчитываться о выполнении бюджета и отвечать за это. Да, особенными успехами в выполнении главного финансового документа похвастаться нельзя, что, в принципе, и признал Игорь Митюков с парламентской трибуны. В списке достижений оказалось не густо: рост промышленного производства по сравнению с 1998 годом — на 4,3 %, увеличение балансовой прибыли предприятий — с 3,4 до 7,4 млрд. грн. Перечень прошлогодних бюджетных неудач оказался не только полнее, но и куда солиднее. «В 1999 году в Госбюджет фактически поступило 19 млрд. 980 млн. грн., что составляет 84 % от утвержденного плана. Госбюджет недополучил около 4 млрд. грн., а сводный бюджет — 1 млрд. 370 млн. грн. Недопоступление по налоговым источникам составило около 2 млрд грн. Общий объем финансирования расходной части на 13 % меньше, чем планировалось», — сказал И.Митюков. Причинами таких неутешительных результатов, по словам министра финансов, стало первоначальное завышение доходной части бюджета, неспособность мобилизовать средства (из 43 источников, определенных в законе о Госбюджете, обеспечено исполнение лишь по 17. — Ред. ) и взаимозачеты.
И хотя уже картину, нарисованную Митюковым вряд ли можно было назвать привлекательной, из последующего выступления председателя Счетной палаты Валентина Симоненко следовало, что дела обстоят еще хуже. В.Симоненко «скорректировал» некоторые минфиновские цифры. По его словам, дефицит Госбюджета- 99 вовсе не 2 млрд грн., а около 8 млрд грн. «Разница в изменении кредиторской и дебиторской задолженности бюджетных учреждений (2,5 млрд. грн.) — это тот же самый госдефицит. И невозвращенный субъектам хозяйственной деятельности НДС (3,3 млрд. грн.) — тоже обязательство бюджета», — сказал В.Симоненко. По его словам, сумма расходов, направленных на погашение и обслуживание госдолга в 1999 году, составила 64 % от всех доходов, что в 2 раза превышает цифру Минфина.
«Основа невыполнения бюджета-99, в котором был заложен и рост ВВП, и рост промышленного производства, — безответственность и безнаказанность его исполнителей», — считает В.Симоненко. По словам председателя Счетной палаты, с 1994 года ни один отчет правительства об исполнении бюджета не был утвержден Верховной Радой, но никаких юридических последствий это не имело.
«Главная причина бюджетных проблем, повторяющихся из года в год, — это и отсутствие необходимого уровня финансовой дисциплины, и ответственности за распределение, и нецелевое использование бюджетных средств», — считает председатель Бюджетного комитета ВР Александр Турчинов.
Народный депутат Александр Рябченко назвал украинский бюджет игрой. «Правительство до последней ночи пишет проект бюджета, Верховная Рада в особом режиме два месяца его рассматривает. И в то же время все с самого начала знают, что в принятом виде бюджет все равно никто не будет исполнять. А заключительный акт — отчет, который дает сосем не то правительство, которое исполняло бюджет. А потому ему легко отчитываться, ведь непонятно, кому все- таки предъявлять претензии», — сказал А. Рябченко.
«Народные депутаты вовсю готовятся к предстоящим баталиям. Мы будем очень скрупулезно разбирать проект бюджета-2001. Уже сейчас можно говорить о некоторых проблемных местах», — сказала корреспонденту «Дня» Екатерина Ващук из фракции «Возрождение регионов».
Виктор Пинзеник («Реформы и порядок») назвал социальные статьи бюджета вероятной причиной будущих парламентско-правительственных боев. «Приоритетным, с точки зрения нормальной человеческой логики, должно быть обеспечение социальных выплат, дотаций и субсидий в жилищно-коммунальном секторе. Сейчас есть все причины говорить о повышении зарплаты некоторым категориям «бюджетников». Но я бы не хотел, чтобы это повышение было сделано за счет нагромождения долгов у остальных», — сказал В.Пинзеник. Но не помешали бы рассмотрению бюджета на следующий год политические игры, которые, судя по позавчерашним слушаниям в парламенте, могут подменить суть документа.
КОММЕНТАРИИ
Александр ВОЛКОВ, «Возрождение регионов»:
— Правительство не добрало 4 млрд. гривен — это очень серьезно. Но нужно разобраться, как был сформирован бюджет- 99, как он принимался, кто вносил его тогда. Насколько мне известно, во главе Бюджетного комитета в 1999 году стояла Юлия Тимошенко, и это ее бюджет был внесен на рассмотрение Верховной Рады. Возникает вопрос, почему он не был выполнен? Сейчас говорится о нецелевом использовании бюджетных средств правительством. У нас (народных депутатов) кроме заявления Турчинова нет никаких документов, подтверждающих, что такие факты имели место. Я знаю, что Игорь Митюков стоит в оппозиции к Юлии Тимошенко, и заявление Турчинова вполне можно расценивать как то, что ей такой министр финансов не нужен. Известно, что премьер несколько раз выходил с предложением заменить Митюкова. Я не исключаю, что, не имея возможности убрать Митюкова одним путем, сейчас реализуется другой вариант. Но для этого придется предоставить народным депутатам убедительные доказательства вины министра финансов.
Юрий КОНОНЕНКО, НДП:
— Турчинов высказал свою точку зрения касательно выполнения бюджета-99. И сейчас очень сложно сказать, чем было вызвано его заявление. Однозначно, сейчас разыгрывается какая-то важная «политическая карта». Всем известно, что самый простой способ — найти «козла отпущения».
Александ РЯБЧЕНКО, Партия зеленых Украины:
— Заявление Турчинова — это пока еще не наезд на Митюкова, а лишь угроза. Но предложение Бюджетного комитета может быть проголосовано в Верховной Раде, ведь «за» будут автоматически голосовать «левые», естественно, «Батькiвщина» и связанный с ней Рух. Чем вызвано подобное заявление? Конечно, причины, и очень серьезные, есть. Пока это превентивная мера. Что-то должно произойти, и сделан первый, пока еще не совсем понятный шаг. Если бы подобное заявление прозвучало полгода назад, его никто не связал бы с судьбой министра финансов. Но в сегодняшнем свете разговоров о желании Ющенко заменить Митюкова, слова Турчинова могут иметь определенное трактование. Верховная Рада не имеет полномочий менять кадровый состав правительства, а потому заявление Турчинова можно воспринимать как один из элементов давления. Ведь всем понятно, что окончательное решение по Митюкову будет приниматься не в Верховной Раде. Через сессионный зал можно лишь «подыграть». Хотя даже если бюджетные материалы действительно будут переданы в Генпрокуратуру, это вряд ли будет иметь большое значение: правительственный кризис скорее всего начнется раньше, чем Генпрокуратура сделает выводы.