Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

А корабль плывет...

28 февраля, 2011 - 20:46
«НАДЕЖДА «ТИТАНИКА» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАРВАТА
ФОТО С САЙТА ALTERNATHISTORY.ORG.UA

Построенный в Украине и нареченный «Украиной» ракетный крейсер (степень готовности 95%), скорее всего, будет продан России, которая только и ждет приемлемого ценового предложения. Об этом в воскресенье во Владивостоке сообщил журналистам министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Слова коллеги подтвердил глава Минобороны Украины Михаил Ежель. Он заверил, что в ближайшее время этот вопрос будет решен. «Не хочу предвосхищать события, — цитирует украинского министра РИА «Новости», — но после того, как мы побывали сегодня на однотипном крейсере «Варяг» Тихоокеанского флота, видели, что это за корабль, у меня рука не поднимется резать этот крейсер с 95%-ной готовностью к выходу». «Я думаю, что Анатолий Эдуардович (Сердюков) хочет иметь еще один такой корабль в составе ВМФ Российской Федерации», — сказал Ежель и сообщил, что сейчас крейсер, который раньше был назван «Украина», не имеет имени, это просто «заказ N» (номер).

Обидно. И за Украину, которая, обладая мощнейшими судостроительными предприятиями, не в состоянии достроить этот корабль и показать миру, что она воистину является морской державой, обладает современным флотом. И за крейсер, который лишили имени...

Конечно, можно было бы отбросить патриотические сантименты и, в соответствии с духом времени, порадоваться: вот, мол, счастье подвалило — на дорогую, но ненужную игрушку нашелся покупатель с деньгами. Но и денежный вопрос может решиться еще неизвестно как. Во-первых, названная Украиной сумма Москве может показаться не приемлемой, а неприемлемой. И тогда нам скажут: поищите другого покупателя, а не найдете — пусть ваш кораблик и дальше ржавеет и стареет...

Не лучший вариант — отдать крейсер в счет долгов за газ, которые уже, наверное, образовались от выполнения харьковских газо-флотских соглашений, по которым Украина получила так называемую стодолларовую скидку против тимошенковско-путинского договора от 19 января 2009 года. Случайно ли Сердюков отпустил злую шутку относительно приемлемой цены? «Да, за бесплатно», — отметил он, отвечая на вопрос журналиста.

А какое издевательство сквозило в другом его ответе!.. Где этот корабль сможет базироваться в случае его приобретения Россией? — спросили у российского министра. «На Черном море», — не задумываясь, по-военному кратко и четко ответил он. Из этого следует, что бывшая «Украина» припишется, скорее всего, к Севастополю, где у России теперь военно-морская база не до 2017 года, а еще на 25 лет. Других баз у нее на этом море нет и, по-видимому, они там не скоро появятся. Кто же будет строить базу в Новороссийске, когда есть в полном распоряжении Севастополь?

Напомним, что в мае 2010 года президенты Украины и РФ Виктор Янукович и Дмитрий Медведев договорились о достройке ракетного крейсера «Украина». И трудно согласиться с нашим Президентом, что таким образом между двумя странами налаживается сотрудничество в сфере судостроения. Через пару месяцев Верховная Рада отменила свое постановление о присвоении ракетному крейсеру названия «Украина». В пояснительной записке об этом отмечалось, что достройка и принятие ракетного крейсера в состав ВМС Украины не предусмотрены, поэтому нецелесообразно, чтобы корабль носил название «Украина».

...Невольно вспоминается веселенький мультик о приключениях капитана Врунгеля, где фигурирует фраза, безапелляционно связывающая имя анимационного плавсредства с его дальнейшей судьбой: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». И действительно, наш крейсер был заложен на государственном предприятии «Судостроительный завод имени 61-го коммунара» в Николаеве в сентябре 1984 года по заказу Военно-морского флота СССР. Спущен на воду в августе 1990 года. С 1992 по 1995 год строился по заказу Минобороны Украины. В 1996—1998 годах строительство не велось. В 1999 году завод заключил новый контракт с Минобороны Украины на продолжение строительства — ведь держава осталась фактически без собственного военно-морского флота. С 2001 года строительство корабля вновь прекратилось. За державу обидно...

Тем временем Сердюков во Владивостоке демонстрировал Ежелю красу и мощь российского флота и, очевидно, по праву сильного продолжал издеваться. Намекая, по-видимому, на то, что у Украины нет флота, способного нести службу на океанских просторах, российский министр предложил Украине использовать российские боевые корабли для борьбы с пиратством в Аденском заливе, посадив на них отряды специального назначения Украины. Вот вам и второй вариант возможной цены за крейсер: это, так сказать, бартер. Мы им отдаем крейсер, а они нам разрешат прокатить на нем до Сомали и закалить нашу морскую пехоту. И все это за бесплатно... Во всяком случае, Ежель согласен: каждая страна должна внести свой вклад в антипиратскую операцию «Аталанта». По его словам, пиратские действия должны быть пресечены на море, но участие в операции может быть разным, в том числе при помощи размещения оперативных групп на кораблях. Но мы, по Ежелю, не сразу соглашаемся, а как бы еще думаем, как действовать не падая на российский хвост, а более-менее самостоятельно. «У нас есть план использования самолета-амфибии Бе-12 в этом районе во взаимодействии с российскими моряками», — фантазирует украинский адмирал, подчеркивая, что этот противолодочный самолет имеет достаточный радиус действия и хорошие возможности для наблюдения за морской обстановкой.

А российский военачальник продолжал наступление, ради которого и был, по сути, задуман визит Ежеля. Оказывается, все дело в том, что России просто нужно перевооружить Черноморский флот. И Сердюков доверительно сообщает журналистам, что Россия и Украина намерены подписать соответствующее соглашение. Но почему он берет на себя смелость говорить еще и от имени нашей страны? Это даже Ежеля удивляет. Он подчеркивает, что у России нет проблем с перевооружением Черноморского флота, причем только потому, что этот вопрос решен в соглашении от 1996 года об условиях базирования флота в Украине. «Мы действуем в рамках этого договора, все остальное — это предмет переговоров», — уверен Ежель, а его российский коллега соглашается: мол, соглашение-то есть, но читают его стороны по-разному. Поэтому и назрела необходимость пересмотра старых или подписания новых документов, чтобы не спрашивать у Украины разрешения на перевооружение.

Словом, адмиралы попросту торговались. Сердюков покупал крейсер, а в качестве отката хотел получить еще и право на бесконтрольное перевооружение. Ежель продавал бесполезную игрушку, но все же боялся продешевить — ведь без всякого конкурса, да еще и с политическими условиями. Вдруг и до него ГПУ когда-нибудь доберется, и ничего, что по сути он в этом деле — человек маленький. Именно стрелочники у нас за все и отвечают.

КОММЕНТАРИЙ

Николай СУНГУРОВСКИЙ, директор военных программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова:

— Речь идет не о том, сможет ли Украина продать России этот корабль, а за сколько она сумеет его продать. Украина уже предлагала дооснастить крейсер и продать его России, потому что украинским военно-морским силам он не нужен. На сколько мне известно, крейсер «Украина» находится в полусобранном состоянии и в 90% готовности. Речь идет о том, чтобы оснастить этот корабль современными типами вооружений, естественно, российскими, и продать России. Очень трудно оценить стоимость этого крейсера, потому что он строился по заказу России. Проблема в том, что строительство было приостановлено из-за недофинансирования. А сейчас планируется возобновление финансирования и оснащение «Украины» современными типами вооружения.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ