Вчера заместитель председателя ГНАУ Сергей Лекарь сообщил, что 142 гражданина Украины получили в прошлом году доход более $1 миллиона, а еще 850 — выше миллиона гривен (годом ранее — 336). Интересно, что более 300 новых украинцев проживают в Киеве и около 100 — в Донецке. По словам Лекаря, среди них известные политики и бизнесмены. При этом С. Лекарь выразил уверенность, что снижение налога на доходы физических лиц до 13% дает основания прогнозировать существенное увеличение числа официальных миллионеров в Украине по итогам 2004 года.
Словом, вслед за отдельными гражданами и страна насыщается богатством. Однако этот процесс идет достаточно медленно. Что же ему мешает? К примеру, г-н Лекарь не назвал (да и не мог этого сделать) количества нелегальных миллионеров, хотя понятно, что их значительно больше, чем легальных. Почему эти люди не декларируют свои доходы? Не исключено, что они небезосновательно опасаются обвинений в коррупции.
Как сообщила недавно пресс- служба Кабмина, в его недрах подготовлен и даже одобрен правительством проект закона «Об основных принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине», ставящий целью наиболее эффективно защищать граждан от преступных посягательств, предотвращать государственные убытки, а также формировать позитивный имидж Украины за ее пределами.
«Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию от проблемы». Это высказывание Джона Голсуорси, естественно, увидело свет задолго до того, как Кабмин одобрил проект названного закона. Однако некая связь между ними легко прослеживается. Принятие этого закона, как сообщала на прошлой неделе пресс-служба Кабмина, позволит избежать обвинений в масштабах коррупции в Украине и представления страны как одной из наиболее коррумпированных в мире. Соответственно, на это не может не реагировать и Кабмин. Одобренный им проект декларирует правовые и организационные принципы противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений. Он также регламентирует порядок возмещения убытков, причиненных коррупционными правонарушениями, требования относительно возобновления прав и законных интересов человека и государства. И все же начинать, возможно, следовало бы не с имиджа, действительно ощутимо подмоченного коррупцией, а с конкретных, пусть даже и небольших шагов, скажем, в области администрирования налогов. Их, кстати, предпринимают сегодня соответствующие органы. Так, новый председатель ГНАУ Федор Ярошенко подписал недавно приказ о реализации пилотного проекта по усовершенствованию механизма взимания налога на добавленную стоимость (НДС) в ряде регионов Украины. В нем определяются критерии понятия «добросовестный налогоплательщик» и плательщиков с умеренной и высокой степенью риска. Проект будет отрабатываться на базе объединенной государственной налоговой инспекции в Ирпене и в объединенной государственной налоговой инспекции Броваров (оба — Киевская обл.).
Второе направление пилотного проекта — взаимодействие органов налоговой службы с таможенными органами по контролю за экспортно-импортными операциями — будет реализовываться на базе специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными налогоплательщиками в г. Киеве.
Третье направление — электронное возмещение НДС — будет реализовываться на базе ГНАУ в Днепропетровской и Донецкой областях, а также на базе ОАО «Криворожский горно-металлургический комбинат «Криворожсталь» и ОАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича». Таким образом, налоговое ведомство пытается поставить действенный заслон на пути коррупции, буйным цветом произрастающей вокруг «золотой клумбы», именуемой возмещением экспортного НДС. Задолженность государства по этой позиции достигает 3,5 миллиарда гривен и служит своеобразным рассадником коррупционной заразы, поражая государственную структуру едва ли не до самых верхов. Недаром Президент Украины Леонид Кучма выступил с резкой критикой экономического блока правительства за неэффективные действия в решении проблемы НДС.
Естественно, в первую очередь интересуются решением этой проблемы в Украине представители международной общественности. Так, в первые же дни пребывания в нашей стране миссии Международного валютного фонда директор Европейского департамента МВФ Карло Коттарелли встретился с Ф.Ярошенко. Речь шла о работе налогового ведомства Украины по наполнению бюджета и о проблеме возмещения НДС. При этом глава ГНАУ высказал уверенность, что новая модель системы администрирования этого налога позволит преодолеть накопившиеся негативы. Аналогичную мысль высказал на встрече с представителями МВФ и первый вице-премьер Украины Николай Азаров. Он убеждал гостей в том, что доходы бюджета должны вырасти вследствие детенизации и наведении порядка в администрировании НДС.
Впрочем, опрошенные «Днем» эксперты далеко не во всем поддерживают правительственный оптимизм в части перспектив борьбы с коррупцией. Например, народный депутат Юрий Кармазин вспомнил, что на одном из заседаний закончившейся сессии парламента рассматривался вопрос о внесении изменений в действующий (но не дающий эффекта) закон о борьбе с коррупцией. Предлагалось распространить ответственность за коррупционные действия и на членов правительства. Но парламентское большинство высказалось против. В результате высшие правительственные чиновники получили иммунитет к антикоррупционному законодательству. «И никто не дал этому оценки, — говорит Кармазин, — хотя для Запада это не прошло незамеченным. Там поняли, что именно правительство не заинтересовано в борьбе с коррупцией». «Исследуя эту тему, чем я занимаюсь давно и профессионально, — продолжал Кармазин, — я в то же время пришел к выводу, что коррупционером у нас можно назвать любого: для этого даже достаточно, чтобы госслужащий поговорил с женой по служебному телефону. Но не было еще ни одного случая, чтобы суд принял решение в отношении народного депутата, занимающегося бизнесом, чего также достаточно, чтобы подпасть под действие этого закона».
Заместитель главы Счетной палаты Виталий Мельничук сказал в разговоре с «Днем»: «Президент Соединенных Штатов Рузвельт в свое время говорил: если ты хочешь загубить какое- то дело — создай комиссию. У нас тоже был период увлечения комиссиями. Одна из них даже занималась борьбой с молью. А сейчас пошла другая тенденция. По всякому поводу принимаются законы. Например, про молоко. Так и в вопросе борьбы с коррупцией. Я смотрю декларации уважаемых депутатов, которые регистрируются в качестве кандидатов в президенты, и удивляюсь: уплаченные ими налоги существенно меньше тех, которые уплатил я, хотя имел в качестве дополнительных доходов лишь сравнительно небольшие гонорары». «Все преференции в нашей стране предоставляются людям только за счет того, что они имеют доступ к государственной власти», — делает вывод Мельничук.