Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Красная книга: эпилог

Депутаты хотят отдать чиновникам единоличные права на наши недра, леса, реки и всю живность в них. Ученых и общественность просят не беспокоиться...
27 апреля, 2012 - 12:14
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.
ФОТО С САЙТА etsystatic.com

Украинские ученые, экологи, общественность бьют тревогу: депутаты Верховной Рады решили упростить процедуру доступа к объектам, которые имеют историчную, природно-заповедную и культурную ценность, а также — разрешение на природные ресурсы. Это касается недр, краснокнижных растений и животных, леса. Речь идет о внесенном 24 апреля в Верховную Раду законопроекте народного депутата от Партии регионов Юрия Мирошниченко №10218 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который должен быть в ближайшее время рассмотрен на пленарном заседании Верховной Рады.

Изменения, которые могут вступить в действие, имеют целью расформировать Национальную комиссию по Красной книге, ликвидировать все территориальные управления Минприроды Украины, что позволит выжигать сухую природную растительность, закрыть Государственную комиссию Украины по полезным ископаемым, а также предусматривают забрать у Минприроды право утверждать лимиты на охоту и вырубку леса. Также этим законопроектом предлагается лишить саму же Верховную Раду права утверждать перечень объектов, который имеет особую природно-культурную, заповедную или научную ценность. Все эти функции, согласно изменениям, берет на себя Кабинет Министров. То есть если ранее «добро» на лосей, зубров, осетров давали ученые, то сейчас это должны делать клерки из Кабмина.

— Ныне каждая цивилизованная страна имеет свою Красную книгу. Это отчет государства о том, что нужно сохранить. В 2009 году вышло последнее издание Красной книги Украины (она выходит каждые 10 лет), основным идейным штабом которой является комиссия Минприроды. Это специалисты, которые охватывают все разделы природоведения, — зоологи, ботаники, экологи и тому подобное — все, кто заботятся о сохранении биомногообразия в нашей стране, — говорит директор Института зоологии НАН Украины, член-корреспондент НАНУ Игорь Акимов. — Новый законопроект предусматривает разрушение структуры (она состоит из настоящих специалистов, которыми мы можем гордиться) и переводит все эти функции на чиновников. Ввиду эластичности совести чиновников, мы можем только представить, как эти вопросы будут решаться.

Специалисты отмечают: теперь Украина подписала все международные соглашения относительно сохранения многообразия, поэтому принятие законопроекта №10218 «будет провальным решением». Важно, что Комиссия по Красной книге является постоянно действующим органом, 2/3 состава которой формируется из сотрудников Национальной академии наук. Как теперь будет формироваться эта комиссия? Кто будет определять политику в области редких и исчезающих растений и животных?

— За последние 20 лет из 650 зубров у нас осталось 190. Ни в Польше, ни в Беларуси их количество не сократилось... Еще один пример — осетровые. 20 лет назад Украина была второй страной в мире после России по запасам осетровых. До 2010 года было истреблено почти все поголовье азовских осетровых. Только в 2011-м их численность начала увеличиваться — после того, как эта рыба попала в Красную книгу (за вылов штрафуют). Такая же ситуация с лосями, на которых у нас любили охотиться. По официальным данным, их осталось 14 тысяч, по неофициальным — одна тысяча. Занесли их в Красную книгу, ввели запрещение на отстрел — теперь ситуацию можно контролировать, — сказал заведующий отделом Института зоологии НАНУ, профессор Сергей Межжерин.

Хуже всего, что такой опыт — уничтожение природоохранных подразделений, который ни к чему хорошему не привел — уже есть в России. И наши чиновники идут по следам северного соседа.

— По такому пути в 2000 году пошла Россия, когда известный «эколог» Путин закрыл краевые управления Минприроды. Один факт — количество пожаров в России увеличилось в 500 раз. Стали гореть даже не леса, а районные центры. При Медведеве согласились, что это ошибка, и сейчас начинают все восстанавливать, — говорит директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. — Ныне у нас в Минприроды работает 234 человека (во Франции — 800), и в областном и районных отделениях — около 500 специалистов. Если территориальные управления Минприроды расформируют, то в госадминистрацию, которая возьмет на себя их функции, перейдут наиболее лояльные, наиболее гибкие, а все специалисты останутся на асфальте. Обидно, что там же останется вся техника, приборы и документация. Согласно изменениям, работой областных отделений Минприроды будут заниматься облгосадминистрации. Я предложил какую-то часть функций передать экологическим инспекциям, которые остаются в областях, но этот вопрос еще будут обсуждать.

По его словам, если все делается без обсуждений со специалистами, общественностью, научными работниками, то это вызывает тревогу — что же будет с нашей и без того сложной экологической ситуацией.

— Приведу пример: у нас — 30 тысяч фирм, которые вырабатывают вредные отходы, — продолжает Владимир Борейко. — Раньше они мониторились и получали разрешение на работу от территориальных органов. Ныне, по замыслу, этим должно заниматься Минприроды. Сможет ли оно обслужить запросы этих фирм? Конечно, нет. Выходит, что разрешения будут даваться формально, и Украину завалят ядом. Второй пример: уникальные шахты в Донецкой области в Славянском районе. Раньше там добывали соль, сейчас это экскурсионные объекты, которые входят в список культурного наследия. Но соль здесь еще можно добывать. Так о каком наследии будет идти речь, если кто-то захочет зарабатывать деньги?

Самое обидное то, что экспертное управление Верховной Рады по вопросам экологии и природных ресурсов предлагало отклонить этот законопроект — написало 15 страниц замечаний, однако реакции — никакой. Также законопроект на 250 страниц, который вносит изменения в 19 существующих законов Украины, не выносился на согласование с Академией наук и Кабинетом Министров. Пока еще ученые надеются, что их услышат авторы законопроекта, в противном случае, возможно, выйдут под стены Верховной Рады и Кабмина.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ