«Политическая ситуация в Украине не настолько сложная, чтобы повлиять на стабильность национальной валюты. Кто бы ни оказался в кресле премьер-министра, НБУ и Кабмин будут сотрудничать, как и раньше, решая задачи, возложенные на них действующим законодательством. Цель у Нацбанка одна — обеспечение стабильности денежной единицы. Если в государственный бюджет на следующий год будут заложены другие параметры, то Совет НБУ и его правление будут проводить адекватную политику, не отклоняясь от этой цели...» Так заместитель Главы НБУ Владимир Кротюк парировал вчера все острые вопросы журналистов по поводу кресла главного банкира. Впрочем, то, что никаких сенсационных заявлений не предвидится, было понятно еще до начала пресс-конференции, анонсированной как «Система гарантирования вкладов физических лиц в Украине: реальная защита вкладчиков».
К слову, директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физлиц (далее — Фонда) В. Огиенко (участник ряда пресс- конференций, посвященных банкротствам коммерческих банков «Украина» и «Славянский») впервые выступал с призывом доверять отечественным банкам свои сбережения. Иными словами — на мероприятии объясняли, что политические сложности — ничто, потребности и реалии экономики — все. Последние, по словам всех выступающих, указывают на увеличение роли вкладов со стороны населения в банковский сектор, как основную тенденцию развития рынка финансовых ресурсов.
Согласно официальной статистике, за девять месяцев текущего года количество вкладов от населения выросло на 31,8% (в денежном эквиваленте — на 55,9%), изменилась сама структура сбережений (на текущий момент около 60% вкладов граждане предпочитают доверять банкам в гривнях) и т. д. По оценкам экспертов, вклады от населения имеют второе, после счетов предприятий, значение для капитализации банков. В денежном выражении эти значения и тенденции выглядят далеко не так благоприятно, как в процентном. Условно, из расчета на все население Украины, сегодня каждый отдельно взятый гражданин доверяет банковскому сектору менее трехсот гривен. По данным Ассоциации украинских банков, в два раза большую сумму украинцы предпочитают переводить в более престижную валюту, чем гривня, и хранить дома. В соседней Польше, для сравнения, 60% банковских капиталов составляют вклады физических лиц.
Как бы обстояли дела в той же Польше, столкнись ее граждане с банкротством такого титана, как «Украина» (не говоря уже об истории с советским Сбербанком), — неизвестно. Возможно, поэтому переубедить украинцев в том, что сбережения в коммерческих банках (в размере до 1 200 гривен) не «сгорят», пытаются при помощи упомянутого Фонда. Не вдаваясь в тонкости механизмов его работы: защита физических лиц на риски инфляции не распространяется, ограничиваясь исключительно рисками банкротства банков-участников Фонда. А вот оградить сами банки от неприятных последствий введения санкций со стороны стран ЕС, США, Швейцарии и т. д. (если закон о противодействии отмыванию «грязных» денег не будет принят до 15 декабря этого года) будет, вероятно, гораздо сложнее. Как стало известно «Дню», в Нацбанке уже задумываются над открытием корреспондентских счетов (именно их западные банки перекроют украинским в первую очередь) в странах СНГ. Судя по всему, с последующей переадресацией в Европу — так, на всякий случай.
КСТАТИ
Кабинет министров Украины выделил Государственному Ощадному банку Украины очередной, 20-й транш в размере 16,82 млн. грн. для выплаты компенсаций денежных сбережений граждан, вложенных до 2 января 1992 года в учреждения бывшего Сберегательного банка СССР. 14,63 млн. грн. будет выплачено вкладчикам, а 2,19 млн. грн. — наследникам умерших в 1997-2002 годах вкладчиков.