При внимательном рассмотрении итоги завершившегося краткого визита в Украину госсекретаря США Хиллари Клинтон весьма трудно переоценить. «Мы поддерживаем переговоры, которые сейчас проходят между правительством и МВФ. Они работают с правительством над пакетом мер, которые сократили бы дефицит и создали бы более стабильную основу для экономического роста. Но это трудные решения, они требуют жестких политических действий. И даже жертв от народа», — «жестко стелила» человек № 2 американской политики на одном из украинских телеканалов. «Но мы сказали и МВФ, и правительству Украины, — продолжала Клинтон, — что хотим и ожидаем увидеть договоренность, которая помогла бы Украине пройти этот сложный экономический период».
«Мягкая посадка» в трудной ситуации, обеспеченная Украине всего лишь одной фразой американского госсекретаря (США являются крупнейшим акционером МВФ), и была тем важным и заранее прогнозированным итогом, который ожидался и готовился Украиной в ходе этого визита. В тот же день Международный валютный фонд объявил о достижении на уровне экспертов договоренности о выделении Украине займа на сумму 14,9 миллиарда долл.
«Миссия и органы власти Украины, — цитирует пресс-релиз МВФ руководителя миссии МВФ Таноса Арванитиса, — достигли договоренности относительно экономической программы, поддержку которой можно было бы предоставить в рамках «Соглашения стенд-бай»... Договоренность, достигнутая с органами власти Украины, подлежит одобрению со стороны менеджмента МВФ и Совета директоров МВФ. Ожидается, что Совет директоров МВФ рассмотрит этот вопрос в конце июля, после того как будут приняты законодательные изменения, касающиеся бюджета и финансового сектора». Как отмечается в сообщении, цель экономической программы властей Украины — обеспечить усиление фискальной и финансовой стабильности, продвижение во введении структурных реформ и направить Украину путем стабильного и сбалансированного роста.
Среди направлений экономической политики, предусмотренной программой, «миссионеры» отмечают корректировку фискальной ситуации, направленную на ограничение дефицита госбюджета 5,5% ВВП в 2010 году и 3,5% в 2011 году, а также преследуемую правительством цель обеспечить «неуклонное сокращение государственного долга». В качестве средства ее достижение отмечается реформа системы налогообложения и социальной защиты, более рациональное планирование расходов в сочетании с улучшением администрирования налогов. При этом, как отмечают в миссии МВФ, в бюджете предусмотрены дополнительные ресурсы для защиты самых бедных слоев населения. Нашли одобрение миссии также намечающиеся реформы банковского сектора и топливно-энергетического комплекса, а также меры по модернизации экономики и улучшению бизнес-климата. Примечательно, что ранее миссия планировала завершить работу в Украине 2 июля, но визит госсекретаря и ее позиция способствовали тому, что переговоры были продолжены еще на один день и завершились для нашей страны весьма успешно.
Положительному решению миссии МВФ способствовало также решение Президента Украины о создании Координационного центра по реализации экономических реформ при главе государства. Основной задачей этого совещательного органа будет содействие внедрению положений Программы экономических реформ Президента на 2010—2014 годы.
Вместе с тем, как представляется, самым весомым аргументом правительства, положительно повлиявшим на мнение госсекретаря США и обеспечившим договоренность с МВФ, стала реальная жесткая фискальная политика, в результате которой установлена максимально возможная налоговая нагрузка на украинский бизнес. Не ее ли госпожа Клинтон назвала «жертвами от народа»?
Впрочем, примерно такую же стратегию проводят в жизнь все страны мира, затронутые кризисом. И кредиты МВФ становятся для них тем якорем, который помогает сохранить стабильность экономики. Получается, что кредит МВФ — это победа Украины. Соответствующий вопрос «День» задал президенту Центра экономического развития Александру Пасхаверу.
«Пока что это победа власти, — сказал известный экономист, — а насчет победы Украины — это вопрос сложный. На него можно будет ответить только тогда, когда будет понятно, куда идут эти деньги. Если они пойдут только на латание дыр, то это будет проигрыш для всей страны. Мы же видим, что происходит в Греции. Обслуживание долга там становится самой главной статьей бюджета. Сегодня нет гарантий, что Украина сможет быстро расти, а для слабых экономик наращивание долгов — путь к катастрофе. Если же эти деньги будут использованы на ускорение роста и модернизации экономики, для реформ, тогда это победа Украины. А сегодня однозначного ответа на ваш вопрос нет. И не стоит надеяться даже на контроль МВФ. Он никогда не помогал».