Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кредо нации

8 февраля, 2012 - 12:41
ФОТО ОЛЕГА БАТРАКА

Как-то легко и незаметно (стыдно что ли?) Украина отметила знаменательные даты: 20-летие возрожденной Независимости, а также годовщины великих поэтов-борцов — 155-летие со дня рождения Ивана Франко (1856—1916) и 140-летие со дня рождения Леси Украинки (1871—1913).

Поэты-борцы не знали покоя всю свою жизнь, а их творчество и ныне бурлит, продолжая жить в умах и сердцах сознательных украинцев. Вулканом мысли и эмоций исполнено творчество Титанов Украины. И мы, потомки колоссального духовного наследия, должны его отвоевать, тщательнейшим образом хранить, изучать и анализировать, говоря словами Т. Шевченко (1814—1861), «не минаючи ні титли», все разобрать.

Наряду с Т. Шевченко они стали выдающимися Духовными Наставниками украинской нации. С какой гордостью и уверенностью звучит у И. Франко переосмысленный им тезис гимна: «Ще не вмерла, ще не вмерла і не вмре!» (Франко І. Вибрані твори. — Х., 2009). В условиях возрожденной Независимости, в начале ХХІ в., новая трактовка ключевой идеи нашего гимна приобрела особое значение для многомиллионного украинства. Не утратило актуальности и следующее суждение Каменяра:

«Блаженний муж,
что в хвилях занепаду,
Коли заглухне
и найчуткіша совість,
Хоч диким криком
збуджує громаду,
І правду й щирість відкрива, як новість.»

(Франко І. «Блаженний муж, що йде на суд неправих...»).

Чего стоит лишь небольшое стихотворение-набат Леси Украинки «Пророк», где она с горечью сознается: «Оспалі тут люди, в них в’ялі серця, // Народ сей не вдавсь на борця» и в то же время призывает: «Ставай, вартовий, без вагання на чати!» (Леся Українка. Всі твори в одному томі. — К., Ірпінь, 2008).

Написано сто лет назад — а столько в нем мудрости, величия, силы.

Своими уникальными произведениями Наставники обосновали смысл жизни самой Нации. А еще они открыли для других народов удивительно богатый мир украинцев. В целом сакральность украинского мира, закодированная в гербе Сокола, произрастает из глубины веков от, по крайней мере, сколотов через савроматов и до современных украинцев.

Предки-рыцари, как известно, четко придерживались в своей жизни главной стратегии — Иду на Вы, ибо «або будем на версі, або згинемо всі!» (Українські народні приповідки. — Лондон, 1952). То есть, не ожидая нападения врага, принимали упредительные меры, благодаря чему крепко утвердились на собственной земле. Славные воины твердо придерживались «золотого» принципа: «У нас Україна, — треба собі самому хліб краяти». Это и другое помогло пережить их потомкам даже беспрецедентные ужасы этноцида ХХ в., доказав, что «козачому роду — нема переводу». Думаем, они хотели сказать о наличии самовосстанавливающегося ресурса нации. Если кратко, следует заботиться и защищать собственную землю (государственность), усиливать морально-духовную основу общества.

Сергей ХОВРИЧ, доцент Национального технического университета Украины «КПИ»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ