Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кризис мультикультурализма

и проблемы единого образовательного поля
20 июля, 2011 - 20:48
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

17 июня 2011 г. депутаты Береговского районного совета Закарпатской области приняли решение — начинать заседание сессии с исполнения гимна Венгрии сразу же после исполнения Гимна Украины. В день голосования в зале присутствовали 52 депутата из 62 человек депутатского корпуса, где 46 — венгры по национальности. По информации СМИ, этот вопрос обсуждался в комиссиях и президиуме и не вызывал никаких замечаний или отрицаний: «Перед сессией венгры подходили к остальным депутатам и просили поддержать вопрос о гимне во время голосования. Подходили ко всем без исключения, поэтому создавалось впечатление, что это организовано кем-то сверху. Однако украинское депутатское меньшинство поддержало венгерское большинство в этом деликатном вопросе. Тем более, что венгерский национальный флаг, рядом с украинским, а также флагом Береговского района, развевается на здании райгосадминистрации и райсовета уже много лет». То есть события развивались в достаточно проторенном направлении и, на первый взгляд, ничего не предвещало никакого политического бунта.

МЫСЛИТЬ ГЛОБАЛЬНО, ДЕЙСТВОВАТЬ ЛОКАЛЬНО

Однако реакция на решение Береговского районного совета оказалась довольно острой. В заявлениях правых и ультраправых сил действия совета были охарактеризованы как «антиконституционные, сепаратистские и провокационные»... Все это впоследствии вылилось в ряд обращений в центральные правоохранительные органы Украины и Верховную Раду Украины с требованиями покончить с действиями «береговских сепаратистов». Со своей стороны Береговская районная прокуратура внесла 21 июня протест на решение районного совета. В нем указывалось, что в полномочия районных советов входит использование только символики конкретного региона, а государственная символика является компетенцией исключительно Верховной Рады Украины. Из этого всего стало очевидно, что в нашей стране все еще недостает того социального опыта, который учит людей избегать ошибок и эффективно сотрудничать в русле принципов ЮНЕСКО «научиться жить вместе» — в нашем случае как граждан Украины, избравших путь евроинтеграци.

Конечно, нас должно радовать то, что разрешение конфликтной ситуации стало в конце концов направляться в правовое поле, да и события в Береговом можно было бы рассматривать как простое недоразумение локального характера, которое, мол, не стоит того, чтобы отвлекать внимание общественности Украины от решения неотложных проблем общеукраинского масштаба. Но может быть и другой подход: чтобы эффективно действовать локально, следует все-таки мыслить глобально. Таким образом, следует рассмотреть и береговские события в контексте тех действительно тектонических глобальных сдвигов, которые происходят в настоящее время в мире, а следовательно позаимствовать, в частности, тот опыт решения аналогичных проблем, который уже приобретен как в Европе, так, в частности, и в России. Ведь речь идет о гуманитарной сфере, о человеческих отношениях, где, согласно резолюции Комитета Министров Совета Европы, «основные вызовы завтрашнего дня на европейском континенте назревают в отрасли образования и культуры».

Эти обстоятельства ставят ряд вопросов и перед сферой образования. Чем может помочь педагогическая мысль в данной ситуации? Каким образом можно активизировать в обществе дух толерантности? Какие стратегии могут стать полезными для педагогической практики?

Окончание на стр. «ПОДРОБНОСТИ»
Василий ТКАЧЕНКО, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАПН Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ