В Украине опять запретили фильм. Третий за последние два года. Называется «Хостел». Вообще-то судьба у этого, вполне рядового ужастика, незаурядная — снятый с маленьким бюджетом, он в течение первой недели собрал 4 миллиона долларов, опередив наиболее мощные блокбастеры. По-видимому, способствовало участие Квентина Тарантино в качестве исполнительного продюсера, — все-таки у автора «Криминального чтива» очень легкая рука и чутье в отношении успешных проектов. В одном таком проекте — второй части «Убить Билла» — работал, кстати, и режиссер «Хостела» Эли Рот. Впрочем, речь не о режиссуре, а о комиссии.
Она называется Комиссией департамента по киновидеопрокату. Ее работа — определять у картин, запланированных к выходу в прокат, возрастной ценз, то есть с какого именно возраста зрителям разрешено смотреть то или иное кино. Но, кажется, на самом деле цель совершенно иная. Довольно ответственная, и, безусловно, сложная: бороться и со зрителем, и с кинематографом.
На боевом счету Комиссии, как было сказано, это уже третья победа за последнее время. Раньше зрителям не разрешили смотреть римейк знаменитого хоррора «Техасская резня бензопилой», потом отказали в праве на существование на украинском экране «Земле мертвых» — последней ленте классика фильмов ужасов Джорджа Ромеро.
Есть у Комиссии и более весомые достижения. Так, несколько лет назад запретили «Кинопробы» известного японского фильммейкера Такаши Миике (кстати, сыграл эпизод в «Хостеле» — не везет же ему у нас), и «Брата якудзы» — одну из лучших картин еще одного японца, гениального Такеши Китано, который разбирается в кино куда больше, чем наш Кабмин со всеми его комиссиями и департаментами в полном составе.
Правда, комиссионеры лепечут, мол, они не совсем запретили, пожалуйста, можно выпускать на лицензионных видеодисках, но, прошу прощения, это их разрешение как мертвому припарки. Потому что и Петровка, и торговые палатки по всей Украине давно уже завалены прекрасными пиратскими копиями; и нужно быть полной невеждой в кинематографе, чтобы всерьез приравнивать один сеанс на широком экране с объемным долби-звуком к будничному просмотру на видео.
Еще одна интересная подробность — кроме того, что «Хостел» демонстрируется и в США, и по всей Европе, его показывают и в таких не слишком либеральных странах, как Россия, Филиппины, Турция и Египет. Строгий пуризм исламской культуры общеизвестен; что же все- таки комиссионеры увидели в «Хостеле» такого, чего не заметили даже цензоры из авторитарного Египта?
Объяснения могут быть всякие, но ни одно из них нельзя считать достаточным. Причины подобного поведения Комиссии, очевидно, далеки от рационального мышления.
Я вспоминаю один фильм — «В аду зловещих мертвецов». Там, в конце, главная героиня наконец начинает понимать, откуда взялись чудовища-зомби, но, только она это пытается высказать, ей отрывают язык. Чтобы не сболтнула лишнего.
И теперь я понимаю; так это фактически и есть та же Комиссия! Это, собственно, они и хотят всем нам, потенциальным зрителям, выколоть глаза, чтобы не увидели лишнего, отрезать уши, чтобы чего-то не того не услышали. Даже более! Вспомним распространенный в триллерах сюжетный прием. Чудовище уже якобы повергнуто — расстреляно, сожжено и оно, и его многочисленные выродки. Но вдруг один из главных героев начинает убивать своих друзей, а потом из него, разрывая плоть, вылезает знакомая морда: монстр, оказывается, переселился внутрь бедняги.
И Комиссии мало наших выколотых глаз, наших отрубленных ушей. Она хочет залезть нам в голову, контролировать наш мозг, чтобы отложить там свое семя и вырастить себе подобных!
Итак, ситуация куда более серьезная, чем представляется. Тварь уже близко, и тянет свои щупальца к нашему общему экрану. Поэтому и уничтожить ее можно только объединив усилия, всеми возможными средствами — от судебных процессов и уличных пикетов до осинового кола и святой воды.
Помни, враг ищет новую жертву, и ею можешь стать ТЫ!