Вчера, 4 марта, один из основных фигурантов «кассетного скандала», экс-министр внутренних дел и бывший глава налоговой администрации Юрий Кравченко должен был явиться на допрос в Генеральную прокуратуру по делу об убийстве Георгия Гонгадзе. (Во всеуслышание его «пригласил» на своей пресс-конференции 2 марта Генеральный прокурор Украины Святослав Пискун. Он также сообщил, что следствию известно лицо, отдавшее приказ убить журналиста.) Однако в то время, как представители масс-медиа ждали Ю. Кравченко у входа в Генпрокуратуру, он, по всей вероятности, был уже мертв.
Обстоятельства гибели 54-летнего генерала, пик карьеры которого пришелся на избирательную кампанию 1999 года, поразительно напоминают те, при которых чуть больше двух месяцев назад, 27 декабря прошлого года, был найден мертвым экс- министр транспорта Георгий Кирпа. И в этом случае, как и тогда, тело обнаружили родственники в одной из хозяйственных построек на территории собственной охраняемой дачи погибшего. Аналогична и предварительная версия правоохранительных органов — самоубийство. На место происшествия выезжала, по сообщениям СМИ, следственная группа во главе с главой СБУ Александром Турчиновым. По словам заместителя министра внутренних дел Петра Коляды, Юрий Кравченко умер от выстрела в голову из своего личного оружия. Отвечая на вопрос журналистов о возможных мотивах самоубийства, П. Коляда предположил, что «также повлияла» та информация, которая «свалилась из средств массовой информации».
Каковы бы ни были причины смерти Юрия Кравченко, на данный момент очевидно: в прямом эфире может идти суд, — но не следствие. Эта трагедия — очень серьезное предостережение людям при должностях от, скажем так, непрофессионального поведения. Профессионалы, которые расследуют резонансное дело и желают сохранить свидетелей, не станут превращать следствие в очередное политическое шоу и заниматься самопиаром.
В том, что смерть Юрия Кравченко связана с расследованием дела об убийстве Георгия Гонгадзе, ни у кого нет сомнений. Президент Украины Виктор Ющенко поручил Генпрокурору Святославу Пискуну и министру внутренних дел Юрию Луценко взять выяснение обстоятельств гибели Кравченко под личный контроль. Вчера в Верховной Раде, куда Президент прибыл, чтобы присутствовать при принятии присяги судьей Конституционного суда, В. Ющенко, общаясь с прессой, призвал политические силы Украины не спекулировать на деле Гонгадзе в контексте грядущих парламентских выборов 2006 года и «политически не раскачивать страну». Президент также пообещал не допустить «формирования политических интриг». «Я не хотел бы, чтобы это дело вели политики», — подчеркнул В. Ющенко. По его словам, следствие будет вести Генпрокуратура, которая будет подотчетна «Верховной Раде, журналистским кругам и украинской нации».
В то же время председатель ВР Владимир Литвин в интервью журналистам выразил мнение о том, что расследование дела об убийстве Георгия Гонгадзе уже «превратилось в политический процесс», что и стало одной из причин гибели экс- главы МВД Юрия Кравченко. Поскольку сам В. Литвин тоже является одним из «действующих лиц» «кассетного скандала», журналисты спросили, не опасается ли Владимир Михайлович за собственную жизнь, на что спикер ответил, что не боится ничего...
Если у Президента, по-видимому, нет претензий к Генпрокуратуре, то у некоторых членов его команды есть. В частности, вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко сказал прессе, что он и другие политики «еще до окончания избирательной кампании» обращались в правоохранительные органы с просьбой взять под охрану основных фигурантов дела Гонгадзе и других резонансных дел. Н. Томенко также полагает, что правоохранительные органы обязаны «уделить внимание обеспечению безопасности экс-президента Леонида Кучмы и других высокопоставленных лиц, которые могли быть причастны к тем ли иным резонансным делам».
Ряд отечественных политиков выражают удивление тем, что Генпрокуратура не отработала механизмы охраны свидетеля, а Генпрокурор не обратился в правоохранительные органы с запросом о круглосуточной охране Ю. Кравченко. Глава временной парламентской комиссии по расследованию резонансных дел Григорий Омельченко в свою очередь в эфире «5 канала» заявил о необходимости срочно предоставить охрану народному депутату Александру Волкову, экс-главе Госуправления делами Игорю Бакаю, бывшему главе ГНАУ Николаю Азарову и экс-главе СБУ, ныне депутату Рады Леониду Деркачу.
Тема обеспечения безопасности других фигурантов «кассетного скандала» (который в общественном сознании фактически отождествляется с «делом Гонгадзе») на сегодня действительно чрезвычайно актуальна. Это касается представителей не только старой, но и новой власти, о чем недавно недвусмысленно заявил организатор самой первой презентации «пленок Мельниченко» Александр Мороз. Юрий Кравченко был одним из основных звеньев этой цепи. Но последним ли? Во всяком случае, вероятность «замыкания» дела на экс- министре высока.
Вчера во второй половине дня агентство Интерфакс-Украина, ссылаясь на источник в правоохранительных органах, информировало, что еще одной отрабатываемой версией по делу о смерти Юрия Кравченко является выстрел снайпера. Интернет- издание «Корреспондент» в свою очередь со ссылкой на замминистра Петра Коляду сообщило, что на теле Ю. Кравченко обнаружены следы двух ранений. «Это то, что мне сказал дежурный, — что было два выстрела», — цитирует издание заместителя министра...