Я провел эксперимент. Двигаясь по Большой Морской в Севастополе, остановил 10 жителей города и задал им один и тот же вопрос: «Что, по-вашему, было причиной испорченной воды в городской системе?» Только один из них ответил, следуя официальной версии власти, — «сине-зеленые водоросли». Два севастопольца сказали, что это «халатность работников водоканала», три — «эксперименты на нас ставят», четыре — «диверсия какая-то», «испытания технологии отравления города». То есть, получается, что девять из десяти горожан не верят официальной версии, а семь из десяти предположили, что это была преднамеренная диверсия против города. И нужно сказать, что это предположение возникло не на пустом месте.
Умы крымчан сильно взбудоражили два очень специфических для мирного времени сообщения информагентств. Первое — МЧС, что селяне видели, как незнакомец, подъехавший к колодцу на черном джипе, высыпал в него какой-то порошок. Второе — о том, что отравление воды в водопроводе — «диверсия против Черноморского флота», и что «российские спецслужбы получили информацию о том, что главари боевиков планируют серию терактов на гидротехнических сооружениях в различных регионах на юге страны». И хотя уже утром Черноморский флот России опроверг информацию о предполагаемом теракте против него, а позже Министерство обороны Украины заявило, что «теракта в городе не было», но слухи один страшнее другого ползли по городу: кто-то нашел возле водопоя дохлых ворон, кто-то рассказывал, что у кого-то, напившись утром воды, сдохла кошка или собака, кто-то «доносил информацию», что в водохранилище вылили ракетное топливо...
КАК ВСЕ БЫЛО
Восстановим хронологию происшествия. Согласно сообщения пресс-службы Севастопольской госадминистрации, вечером восьмого ноября, а точнее в 22 часа 05 минут, в дежурные службы города стали поступать обращения граждан из Балаклавского, Гагаринского и Ленинского районов города с жалобами на резкий неприятный запах питьевой воды из систем централизованного водоснабжения. Воду в городе отключали медленно, где-то ее не было уже утром, а кое-где она была и в 9 часов утра девятого ноября, и некоторые люди успели помыться или даже сварить пищу.
Специалистами лаборатории «Севгорводоканала» были оперативно взяты пробы на гидроузлах и водохранилищах. На ряде гидроузлов — № 2, 3, 6, 7, 14 — было обнаружено, что вода по всем показателям соответствует ГОСТу, но она имела некрасивый светло-коричневый цвет и сильный неприятный запах.
Глава горадминистрации Сергей Куницын провел брифинг, на котором сообщил, что органам власти удалось взять под контроль ситуацию. «Она стабилизировалась. Для того, чтобы окончательно поставить точку, городским властям понадобится день- два», — сказал он. Вместе с тем Куницын в очередной раз подтвердил, что властям до сих пор не известен источник заражения воды. Правда, большую роль для успокоения горожан сыграло сообщение медицинских служб о том, что отравлений среди горожан нет.
С другой стороны, комиссия отрабатывала алгоритм обеспечения горожан чистой водой. На случай форс-мажорных обстоятельств, сообщил Сергей Куницын, созданы районные оперативные штабы; мобилизована техника, имеющая санитарные паспорта для развоза воды, определены места ее дислокации; составлен график доставки воды населению по микрорайонам. Дано поручение проверить состояние артезианских скважин. Оказалось, что в городе из 130 существующих скважин всего 47 — действующие. В Севастополь прибыла передвижная лаборатория, способная осуществлять токсикологический анализ воды…
Свою помощь предложили городу и военные. Так, Военно-Морские силы Украины предложили Севастополю семь единиц автомобилей для перевозки воды, с одновременной подачей 41 кубометра, более сотни резиновых резервуаров на 34 тысячи литров, водоналивной танкер «Судак», в котором хранился запас воды в 800 тонн.
«Из этой ситуации будут сделаны серьезные выводы, — сообщает пресс-служба госгорадминистрации. — Предприняты все меры, чтобы избежать подобного в дальнейшем». Заместителю председателя городской госадминистрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства дано задание подготовить комплексный план по реконструкции и приведению в порядок очистных сооружений, объектов канализования Севастополя, в том числе и в сельской зоне. Это работа не на один день и даже не на один год, — отмечал Сергей Куницын, — требующая серьезных финансовых вложений — около миллиарда гривен, которых сегодня у города нет». Но начинать ее нужно немедленно…
«СИНЕ-ЗЕЛЕНЫМ» НИКТО НЕ ВЕРИТ…
Возобновить подачу воды в город удалось только на другой день утром. Она имела уже не такой сильный, но все тот же неприятный запах. По радио все еще передавали общение, что вода подается только для технических нужд, хотя она соответствует ГОСТУ по всем показателям, кроме запаха.
Результаты анализов, как было сказано вначале, должны были быть готовы через четыре дня. Однако четыре дня давно прошли, а по городу ходили только слухи. В интервью Севастопольскому телевидению заведующий санитарно-гигиеническим отделом городской СЭС Роман Проскурнин сообщил горожанам, что «по данным лабораторных исследований на токсичность воды, проводимых на биологическом субстрате животных, при проведении эксперимента отклонений не обнаружено». Позже севастопольцам сказали, что причиной порчи воды стали некие сине-зеленые водоросли, которые в неимоверном количестве расплодились в водоемах города, и вступили в реакцию с хлором, который используется при очистке воды, что и дало столь неприятный запах и цвет…
Но даже когда из кранов потекла нормальная вода, официальным сообщениям никто не поверил. С одной стороны потому, что все официальные сообщения старательно обходили тему загрязнения пруда-накопителя воды на реке Байдарка. К тому же, в дискуссию с официальными сообщениями вступили ученые Севастопольского института биологии южных морей, несколько отделов которого давно занимаются проблемой сине-зеленых водорослей. Старший научный сотрудник Николай Шадрин заявил журналистам, что взрывное развитие этих водорослей реально в жаркое время года, например, когда вода «зацветает», но отнюдь не в ноябре. К тому же, почему ранее таких случаев не наблюдалось, хотя условия нынешнего года ничем не отличаются от предыдущих лет? Во-вторых, почему же заражение воды произошло после дождей, которые, как кажется, должны бы добавить в водохранилища свежей чистой воды и «разбавить» водоросли? Подозрительно и то, что ученых института к работам не допускают, а сами они подойти к водоемам не могут, потому что там сейчас закрытая зона...
Но открыто с официальными властями города никто спорить не решается. Действительно, 7 и 8 ноября в Севастополе шли сильные дожди. И действительно, источником загрязнения воды мог стать пруд-накопитель на Чернореченском водоеме, но вопрос в том, что именно дожди в него смыли, рассказал корреспонденту «Дня» источник в горадминистрации, просивший не называть его имени. Вокруг водоема полно подозрительных объектов, которые вполне могли подать в него заразу. Это фермы, склады, поля. Счастье севастопольцев в том, что какими бы ни были эти загрязнители, но они, в этот раз, оказались не смертельно ядовитыми и никто не умер и не заболел. А как может быть в следующий раз? Гарантии безопасности нет и ее никто не может обеспечить, считают в Севастополе, потому что источники питьевой воды возле больших городов во всей стране легко доступны для любого злоумышленника...
ПРАВО НА ВОДУ
Наша газета в статье «Право человека на воду» («День», №196) отмечала, что право иметь чистую воду — одно из основополагающих прав человека, которое во многих случаях не соблюдается. Поэтому и тему испорченной воды в Севастополе нельзя пока считать исчерпанной. На аппаратном совещании на прошлой неделе председатель городской администрации Сергей Кунииын сообщил, что связался с Премьер-министром Украины Виктором Януковичем и вице-премьером Владимиром Рыбаком и доложил им о создавшейся обстановке. Достигнута договоренность об оказании помощи Севастополю в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с водоснабжением. Виктор Янукович пообещал, что будут найдены средства для обновления водоснабжаюших и очистных систем города. «Сейчас мы готовим документы для того, чтобы из резервного фонда Кабмина была выделена сумма для ликвидации последствий ЧП, — сообщил Сергей Куницын. — Для нас очевидно, что мы должны разобраться с этим прудом-накопителем». Сергей Куницын отметил ряд просчетов как в системе информационного обеспечения населения, так и в ходе организационных мер.
С сожалением надо констатировать, что состояние других водоемов, из которых берут воду большие города Крыма, также имеют те же недостатки. Так, как недавно констатировало крымское правительство, в Крыму стремительно разрушаются водоканализационные сети, а тем временем местные коммунальщики не желают осваивать средства, выделенные из государственного бюджета. Газета «Крымские известия» пишет, что в Крыму до конца года едва успеют освоить половину выделенных для этого средств. Всего в бюджете Украины в этом году было предусмотрено 35,28 миллионов гривен на ремонт объектов водоснабжения и водоотведения, но до 1 октября на объектах водоснабжения профинансировали только 15,54 миллиона, а освоили всего 1 миллион 65 тысяч гривен — то есть только 10,6%. В Крым на ремонт объектов ЖКХ должно было поступить 5,82 миллиона гривен, дошло до полуострова только 2,18 миллиона, освоили крымчане 1,2 миллиона — чуть больше половины. «Если выделенные средства не будут использованы в этом году, местные советы должны будут вернуть их в госбюджет и уже в 2007 году смогут претендовать только на объемы финансирования, не превышающие освоенные в 2006-м», — говорит начальник управления развития водопроводно-канализационного хозяйства, сельского водоснабжения и охраны труда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ольга Сорокина. По ее словам, к примеру, канализационно-очистные сооружения в селе Почтовое Бахчисарайского района уже много лет находятся в удручающем состоянии. В это году, по просьбе местных властей, из госбюджета на эти цели выделили 730 тысяч гривен, однако они остались не освоенными по банальной причине — из-за отсутствия проектно-сметной документации.
В Крыму из 956 сел и поселков только 546 имеют централизованное питьевое водоснабжение. Привозной водой снабжается 33 населенных пункта, в которых проживает 19 тысяч человек. Во многих населенных пунктах, включая курортную зону, круглосуточное водоснабжение отсутствует. По словам коммунальщиков, в свое время руководство Ленинского района пожалело население и не стало взимать плату за воду и поднимать на нее цены, после того как за нее перестали платить колхозы и совхозы. В результате — трубы сгнили, и водопровод не функционирует. Сегодня население вынуждено пользоваться привозной водой, выкладывая по гривне за ведро, при этом испытывая массу неудобств.
Еще в январе 2006 года Совет министров Крыма вел переговоры с иностранным инвестором о финансировании строительства возле Симферополя современного водоочистительного завода. Предполагалось, что для этого будет потрачено порядка 50 млн. долларов США. Но с того времени правительство в автономии сменилось, а реальных изменений нет, хотя строительство завода по очистке воды планировали начать уже в текущем году.
Большой проблемой является и то, что практически все крымские реки как в районе Севастополя, так и по всему полуострову, превращаются в «речки-вонючки». Так, по данным гидрогеологов, на территории Крыма насчитываются 1657 больших, малых и средних рек общей длиной 5996 км, более 1500 водоемов и 23 водохранилища. Все эти источники воды для крымчан, в буквальном смысле, заросли травой и засыпаны мусором, который годами не вывозится. Первый зампредседателя Рескомитета по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию Николай Заволодько рассказал журналистам, что крымские водоемы не чистили со времен Советского Союза. По неофициальной версии, на очистку просто нет денег. Стоимость работ на 1 км реки составляет около 63 тыс. грн., а в очистке нуждаются примерно 300— 400 км. То есть в общей сложности Крыму потребуется порядка 20 млн. грн., это без учета креплений, восстановления дамб и других работ. А всего решение проблемы рек и водоемов Крыма обойдется примерно в 200 млн. гривен…
Чтобы предотвратить или хотя бы сократить загрязнение, нужно на каждом водоеме определить и соблюдать прибрежные защитные зоны и водоохранные территории. Можно ввести жесткий санитарный режим и запретить строительство или любую хозяйственную деятельность вокруг водоемов. Но стоимость работ по проектированию и выносу в натуру защитных полос, по расчетам института «Крымгипроводхоз», составляет 45,3 млн. грн. Реском водного хозяйства силами водохозяйственных организаций пытается решать проблему. Крымские специалисты в области гидрогеологии говорят, что, если запустить эту проблему, русла перестанут пропускать воду, и она будет искать другие пути, затапливая близлежащие территории.