Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

КРЫМ ОПЯТЬ ПОШЕЛ ОСОБЫМ ПУТЕМ

Новый бюджет автономии будет не менее спорным, чем предыдущий
30 июня, 2000 - 00:00

Верховная Рада Крыма приняла решение начать подготовку
бюджета-2001. Предусматривается, что он должен быть представлен правительством
парламенту в августе 2000 года и что он, как и бюджет-2000, будет разработан
на прежней законодательной базе, то есть на основе Конституции Крыма, содержащей
противоречия с законами Украины.

Второй год в отрасли бюджетной политики Крым идет своим
особым путем. Бюджет- 2000 был утвержден крымской ВР с учетом положения
Конституции автономии о том, что все налоги и сборы остаются в распоряжении
Крыма, а на общегосударственные расходы автономия выделяет 4–6 процентов
необходимых средств. До сих пор остается загадкой, почему именно Верховная
Рада Украины утвердила текст крымской Конституции с этим положением, которое
явно противоречит общегосударственной практике составления бюджетов страны,
в том числе противоречит закону об НДС, который предполагает централизацию
всех его средств в полном объеме в общегосударственном бюджете, а не в
распоряжении местных властей. В связи с этой правовой коллизией бюджет
Украины на 2000-й год был разработан с учетом того, что крымский НДС будет
зачисляться в общегосударственный бюджет, в то же время бюджет Крыма —
с учетом того, что все налоги и сборы, в том числе НДС, остаются в Крыму.
Этот, казалось бы, на взгляд обывателя, простой и ясный вопрос (поскольку
в тексте крымской Конституции есть так называемая поправка депутата И.Зайца,
гласящая о том, что основной закон автономии не может противоречить общегосударственным
законам, следовательно, действует закон об НДС, а не положение Конституции
автономии) до сих пор никем не был разрешен. Крым, считая, что раз его
Конституция утверждена Верховной Радой Украины, значит, она тоже имеет
силу общегосударственного закона, в связи с этим обратился в Конституционный
суд, который еще даже не назначил дело к слушанью. Его решение, несомненно,
«будет политическим» — так считает министр финансов Крыма Людмила Денисова,
однако каким именно — этого не берется предсказать никто. В любом случае
эта ситуация принесла Крыму свою выгоду. Видимо, чтобы меньше скандалить,
Минфин Украины согласился с тем, что в бюджет Крыма в 2000 году зачисляются
три налога, хотя в распоряжении других регионов оставляли только один (в
бюджете Киева — два). Более того — бюджетный комитет Верховной Рады Украины
предлагал Крыму вместо зачисления НДС компенсировать такую же сумму в виде
субсидий. Правительство автономии, для которого главное — деньги, а не
принципы, уже было согласилось с таким подходом, однако Верховная Рада
Крыма, для которой главное — принципы, а не деньги, резко возразила против
этого предложения тогдашнего председателя комитета Юлии Тимошенко. В результате
Крым, видимо, не получит ни того, ни другого: ни денег, ни принципов. Тем
более что Крым не проявил щедрости и в выделении денег на общегосударственные
нужды: хотя раньше Сергей Куницын и заявлял, что Крым выделит центру деньги
на «процентов 6, то есть порядка 60 миллионов» общегосударственных расходов,
но Верховная Рада «отвалила» Киеву только 41 миллион, что меньше 5 процентов.
«Этого мало!», — заявил Минфин Украины и до конца стоял на своем, что,
видимо, и сыграло главную роль в том, что бюджет Украины на 2000 год был
утвержден без учета крымских претензий…

Однако сейчас еще глава крымского парламента Леонид Грач
полон оптимизма и говорит, что поскольку, по его сведениям, экспертные
юридические заключения по делу, находящемуся в Конституционном суде, говорят
в пользу автономии, вердикт КС должен быть также в пользу Крыма.

Видимо, именно поэтому — в силу предчувствия спикера? —
Крым сейчас начал разработку бюджета на 2001 год, который, как объявлено,
опять будет базироваться на положениях Конституции, то есть его доходная
часть будет разработана путем зачисления всех налогов и сборов в республиканский
бюджет. Поскольку бюджетная резолюция на 2001 год, которую уже приняла
Верховная Рада Украины, не содержит и тени намека на то, что Крым может
иметь свои, отличные от общегосударственных бюджетные принципы, можно спрогнозировать,
что конфликтная ситуация нынешнего года опять повторится на примере бюджета-2001.
Если, конечно, центр и автономию не рассудит Конституционный суд…

В результате «стараний» Верховной Рады Крым начал 2000-й
год практически без бюджета. Два раза парламент утверждал временные нормативы,
пока, наконец, на прошлой неделе не пришел к выводу, что бюджет надо уменьшить
на 120 миллионов (благодаря перевыполнению доходов по отдельным видам налогов,
как утверждает Людмила Денисова, правительство смогло уменьшить бюджет
не на 30 процентов, которые составляет недостающий НДС, а только на 16)
и утвердить новые нормативы отчислений городам и районам, чтобы они смогли,
наконец, хоть в июле составить свои бюджеты и нормально жить. При этом
выявились диаметрально разные подходы к бюджету, что предвещает резкие
споры в будущем: если Сергей Куницын называет новый, измененный бюджет
разбалансированным, а Леонид Грач — только профицитным, заместитель министра
финансов Украины Владимир Матвийчук заявляет, что такой практики, какую
предлагает Крым, нет ни в одной стране мира, а Леонид Грач возражает ему
и говорит, что «законодательный орган страны не разобрался в сути противоречий»
и это «крымские полномочия, и мы будем отстаивать их до конца».

Как бы там ни было, но очевидно, что коллизия хоть и порождена
в Крыму, но создана именно Киевом. Парламент должен был либо не утверждать
два закона, противоречащих друг другу, либо тут же изменить один из них
— или закон об НДС, или крымскую Конституцию — и устранить коллизию.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь 
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ