При этом многие «модники» и «модницы» не догадывались (или
делали вид), что дорогие изделия с марками иностранных фирм, прекрасно
смотревшиеся на их плечах и бедрах, были сработаны, пусть и по иностранным
лекалам, в какой-нибудь Володарке или прямо тут, на киевском Подоле. Однако,
если бы такой покупатель обнаружил на самом лучшем из понравившихся ему
изделий отечественную «лейбу», то вряд ли ушел бы из магазина с такой покупкой.
Своему мы привыкли не доверять... А слой зажиточных покупателей отечественная
легкая промышленность потеряла навсегда. Итоги воплощения лозунга «Советское
— значит, отличное» надолго отбили нам желание пользоваться продукцией
отечественного ширпотреба.
Между тем на Западе нашей легкой промышленности уже доверяют.
В понедельник посольство Германии любезно пригласило «День» на презентацию
федеральной правительственной программы «Трансформ», в рамках которой ряд
немецких фирм еще с 1998 года оказывают консультативную помощь предприятиям
текстильной и швейной промышленности Украины, направленную на повышение
конкурентоспособности украинских предприятий. На новом этапе этого проекта
предусматривается основать Украинскую гильдию производителей одежды, активизировать
передачу ноу-хау и привлечение различных украинских учреждений к этому
процессу, развивать профессиональные контакты предприятий двух стран и
привлекать новых партнеров к «проектному финансированию». О серьезности
немецких усилий в этом направлении свидетельствует то, что ответственность
за осуществление этого проекта несет Кредитное Учреждение для Реконструкции
(KfW), имеющее на это специальные полномочия Федерального министерства
экономики. Один из руководителей проекта г-н Юрген ПИНСКЕ сказал
в интервью «Дню», что его поразил «высокий технический стандарт многих
украинских предприятий легкой промышленности, равно как и готовность их
руководителей перенимать новое». По мнению Ю.Пинске, «с процессом приватизации
легкой промышленности произошел в Украине большой прогресс», а малые и
средние предприятия очень благотворно влияют на экономическое развитие.
Поэтому он оценивает ситуацию в нашей легкой промышленности как довольно
хорошую, «хотя она и работает в достаточно сложных рамочных условиях».
А руководитель новосозданной Украинской гильдии производителей одежды,
председатель правления ОАО «Володарка» Леонид ГАВРИШ сч итает, что
в Украине легкой промышленности приходится платить слишком большие налоги,
и намерен ставить вопрос об отмене НДС с технологического оборудования,
получаемого предприятиями из Германии.
Не все из требований наших «легких» промышленников можно
с равным основанием относить к категории рыночных, особенно просьбы о защ
ите рынка и отечественного производителя. Но украинское правительство,
с гордостью вещающее о росте ВВП и приросте промышленного производства,
не слишком рьяно выполняет и те предложения, которые официально поддерживает
и обещает воплотить в жизнь как явно неотложные. Достаточно вспомнить об
экономическом эксперименте по стабилизации работы предприятий легкой промышленности
Черновицкой области. Соответствующ ие Указ Президента Украины и Закон,
принятый Верховной Родой, заложили хорошую основу для решения проблем этой
отрасли. И уже за первый год работы по-новому получены неплохие финансовые
результаты, которые можно было бы тиражировать на остальные регионы страны.
Как считает начальник отдела управления легкой промышленности Госпромполитики
Украины Лилия Кравченко, предусмотренная условиями эксперимента система
налогообложения является простой и прозрачной. Да вот закавыка, на 2000
год правительство забыло об упомянутом законе и прекратило и без того небогатое
финансирование инновационных проектов соответствующих предприятий. Немецкие
друзья нам помогут?
Однако такая помощь — это палка о двух концах. К примеру,
володарские швейники, получая консультации от немецких специалистов, за
последние три года сумели построить технологические линии по пошиву брюк
и пиджаков, в результате чего резко возросла производительность и оплата
труда. Консультации немецких специалистов в области маркетинга и экономики,
по словам Л.Гавриша, обеспечили предприятию прямой годовой эффект около
миллиона гривен. Положительно оценивается им и помощь немецких специалистов
в повышении квалификации работников предприятия. Высокую оценку сотрудничеству
с немецкими консультантами по программе «Трансформ» дает и председатель
ЗАО «Швейная фабрика «Юность» Анатолий ВОСТРЯКОВ . По его словам,
работа с передовыми западными фирмами помогает осваивать новые технологии,
применять новые перспективные материалы и модели, современный дизайн, готовить
кадры для внутреннего рынка, добиваться повышения производительности и
качества труда, менять присущую нам ментальность...
Между тем «Юность», как сказал «Дню» один из руководителей
предприятия, была оснащена современным импортным оборудованием в последние
годы перестройки. Правда, с тех пор ментальность коллектива изменилась
не так уж заметно. Работать хочется по-советски, а зарабатывать — по-западному.
Сотрудница одного из ведущих процессов пожаловалась «Дню», что с приходом
на предприятие иностранцев работать стало невыносимо: слишком высокие требования
к качеству. «Но разве добиваться хорошего качества — это плохо?», — наивно
спросил корреспондент. «А зарплата у нас разве такая, как на Западе, чтобы
давать такое качество?» — не без резона ответила работница.
По словам директора, зарплата на фабрике колебалась в пределах
370 — 400 гривен. Правда, работницы на конвейерах подтверждали это только
в качестве верхнего предела, а своей средней зарплатой называли чуть ли
не вдвое меньшие цифры.
Одна из девушек придирчиво осматривала, а потом и надела
на себя только что пошитую куртку. «Вы что, хотите ее купить?» — «Просто
смотрю, чтобы самой такую пошить. А чтобы купить, у нас и зарплат таких
нет...» Другие работницы также подтвердили, что не в состоянии покупать
продукцию фабрики...
Впрочем, лучшие модели, выпускаемые «Юностью», не купят
в Украине и люди с более высоким, чем у молодых швей, доходом. Несмотря
на то, что, по словам директора, на экспорт сейчас идет лишь 70% продукции,
другой (не назвавшийся) руководитель фабрики поднял уровень экспорта до
90%.
Но, может быть, наши друзья из Германии все же постепенно
«разрешат» украинской промышленности работать также и на свое население?
Ю.Пинске, отвечая на вопрос «Дня», эту надежду не укрепил: «Давайте не
будем акцентировать внимание на массовом появлении этой продукции на украинском
рынке, а сфокусируем вопрос в несколько другой плоскости. А именно: насколько
это целесообразно, чтобы украинские предприятия поставляли продукцию главным
образом на внутренний рынок? Массовое производство означает массовые закупки,
массовые инвестиции, то есть те предпосылки, которые в данный момент украинские
предприятия себе не могут позволить. Мы оказываем поддержку в таком поступательном,
осторожном создании внутреннего рынка. Текстильная промышленность Германии
в больших объемах использует такую возможность, как изготовление своей
продукции за границей. Здешним предприятиям эта тенденция тоже идет на
пользу».
С последним соображением, конечно, нельзя не согласиться,
однако, представляется, что нашему правительству в этих условиях необходимо
иметь и собственную программу подъема отрасли, которая во всех развивающихся
экономиках первой становилась на ноги и вытесняла с рынка (отнюдь не благодаря
запретным мерам) иностранную продукцию. Ведь нужно понимать, что настоящего
развития и устойчивой полноценной прибыли работа швейных фабрик на основе
давальческой схемы не принесет. Специалисты отрасли небезосновательно утверждают,
что стабильную прибавочную стоимость будет давать только полноценный процесс
рыночного производства: от дизайна и конструирования изделия до продажи
товара как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Почему в Украине
до сих пор нет ни одного национального брэнда в одежде? Не потому ли, что
руководство отраслью наше национально сознательное правительство практически
передало пусть чрезвычайно квалифицированным, но все же иностранным специалистам,
для которых на первом месте (что вполне естественно) национальные интересы
своей страны? Эксперты уверены, что для этого необходимо в первую очередь
перестроить мышление менеджеров, вывести его из провинциальных рамок, экономически
стимулировать конкурентную борьбу с зарубежными законодателями массовой
моды, ориентирующимися сегодня как на обеспеченные, так и на малообеспеченные
слои потребителей. Когда украинское в Украине будет носиться, мы станем
ближе к рынку, а не к базару.
КОММЕНТАРИЙ
Григорий КОРСУНЕНКО, председатель ОАО «Центр развития
моды»:
— Большинство предприятий украинской швейной промышленности
работает по давальческой схеме. Можно сказать, что это — к счастью для
производителей, но «к сожалению» для потребителей. Для производителей это
хорошо потому, что в наше время трудно получить инвестиции и кредиты, а
давальческая схема позволяет им сохранить кадры, повысить их квалификацию
и, получая современные заказы, заработать небольшие деньги, покрывающие
затраты на производство и содержание персонала. А средний украинский гражданин
в основном покупает иностранную одежду, потому что в Украине нет рынка,
да его никто и не формирует. Сегодня на отечественном рынке нет и нормальных
предложений. Даже проводящиеся время от времени фестивали моды являют собой
не что иное, как показательные выступления. А предприятия легкой промышленности
не могут предложить нормальную ассортиментную группу, ведь за этим должна
стоять текстильная база, фурнитура, прикладные материалы. То же самое и
с обувью. Кожи из Украины вывозится много, а так называемого кожтовара
практически нет. И тем не менее, страна нуждается в том, чтобы воспитывать
патриотизм в сфере одежды. Но для этого нужно обратить наши законы лицом
к производителю. Иначе все разговоры о патриотизме бесполезны. Потому что
предпринимателю гораздо легче ввозить готовый товар из-за рубежа. А размещать
здесь заказы под видом иностранных швейных брендов очень выгодно, поскольку
затраты на изготовление изделий у нас в десять и больше раз ниже, чем,
к примеру, в Германии, где швейной промышленности как таковой уже просто
нет. Если немецкая работница сядет за швейную машину, то ей нужно платить,
допустим, 4—5 тысяч марок в месяц. Если там пошить, скажем, блузу, то она
будет «золотой».
И тем не менее, в Украине сегодня есть небольшая когорта
производителей, которая гордится тем, что она еще каким- то чудом работает
на украинском рынке. Наше предприятие, например, участвовало в экипировке
украинской сборной на Олимпийские игры и выполняли заказ на парадную форму.
Думается, что качество этой продукции работало на воспитание патриотизма,
ведь наша сборная на торжественных мероприятиях Олимпиады выглядела не
хуже других. На товар такого качества спрос всегда есть и будет. Но сегодня
большинство наших швейных предприятий служат всего лишь придатками чужих
рынков. И тут две основные причины: отсутствие инвестиций и оптовой торговли.
Восстановим эти два решающие фактора — можно надеяться, что украинские
товары легкой промышленности снова будут покупаться и, естественно, носиться.