О чем будут говорить политики, представители нынешней власти 1 июня — в День защиты детей? С чем будут поздравлять, что желать и какие будут обещать перспективы, если в 2011 году расформировали Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, свернули программы, сократили финансирование и вообще махнули на детей рукой. Укрепляют интернаты. Вопрос детей-сирот в Украине — самый болезненный. Потому что из года в год у нас не уменьшается количество тех, кто живет без родителей, — 100 тысяч «плюс-минус» одна-две тысячи. Это огромная цифра, такого нет нигде в Европе, потому что там раз и навсегда страны взяли курс «на семью», на сохранение семьи, в конечном счете — на усыновление. Государственные деятели ЕС, США, других развитых стран знают: что вложишь в детей с детства, то потом будешь иметь — разумных, мыслящих, свободных, творческих людей. Но нашему Кабмину такие не нужны. Им нужны люди, которыми легко манипулировать, зависимые и ограниченные. Это в лучшем случае, потому что, согласно исследованиям, каждая четвертая воспитанница детдомов и интернатов становится проституткой, а приблизительно 30% мальчиков попадают за решетку.
Недавно в Киеве состоялась большая международная конференция, организованная ЮНИСЕФ и Советом Европы, при участии украинского правительства и представителей около 200 стран, она призвана привлечь внимание к проблеме нарушения прав детей под названием «Противодействие насилию относительно детей: от отдельных действий к комплексным стратегиям». Конференцию посетило около 200 экспертов из 23 стран Западной и Восточной Европы. В интервью «Дню» глава Представительства детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине Юкие Мокуо отметила, что этим наше правительство сделало важный шаг, ведь Украина взяла на себя роль председательства в Комитете министров Совета Европы с мая по ноябрь этого года. То есть Украина демонстрирует, что ее правительство поставило на первый план вопрос защиты прав детей.
— Я имею очень большие надежды и думаю, что украинское правительство может принять на себя конкретные и серьезные обязательства перед международным сообществом, потому что для вас представился самый благоприятный случай продемонстрировать уровень сдвигов в сфере обеспечения прав людей, детских прав. Уже второй год я здесь работаю и вижу, что тут имеются очень хорошие ресурсы и образованное общество. Я не думаю, что украинское правительство сделает глупость и не воспользуется такой возможностью. Это действительно возможность Украины показать себя с сильной стороны, — сказала Юкие Мокуо.
Но зачем придумывать велосипед, зачем брать «серьезные обязательства», если в последние годы у нас велась целенаправленная работа с детьми и семьями? Если в Украине есть общегосударственная программа «Национальный план действий относительно реализации Конвенции ООН о правах ребенка» на период до 2016 года», которую просто необходимо выполнять? Например, там есть норма по увеличению уровня устройства детей-сирот в дома семейного типа и приемные семьи до 2016 года — до 80%, и к тому же году уменьшить количество беспризорных детей на 95%. Нужно только работать. Правда, многое еще не было сделано. Например, когда Украина осенью 2010 года отчитывалась в комитете ООН по правам детей о соблюдении этих прав, то нам сделали много замечаний относительно неразвитой структуры сопровождения кризисных семей, о том, что с семьями мало работают психологи, что нужно формировать психологическую культуру населения. Вот этим можно было бы и заняться: работать на предупреждение распада семей, конфликтов, разнообразных проблем, которые могут провоцировать и сиротство, и все самое худшее, с чем сейчас «боремся».
— Положительно в Комитете ООН по правам ребенка оценили создание единой базы на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. И все-таки было сказано, что эту работу необходимо продолжать, что нужно заключить реестр детей, находящихся в кризисных ситуациях, а также реестр детей-инвалидов. Посоветовали нам нарабатывать новые нормы по защите этих детей и создавать условия, чтобы они не были обречены на жизнь в интернате, если возникают проблемы с функцией родителей, — говорит сопредседатель Всеукраинской общественной организации «Служба защиты детей» Людмила Волынец.
Но со времени отчета Украины в Комитете ООН по правам ребенка прошло больше полгода, и что мы сейчас имеем? По данным бывшего министра по делам молодежи, семьи и спорта Юрия Павленко, за последние два года в Украине уменьшились объемы национального усыновления.
— Есть высокий риск сокращения национального усыновления в целом и возврата к ситуации шестилетней давности, когда в Украине преобладало межгосударственное усыновление над национальным. Тогда это мотивировалось тем, что украинцы будто бы не хотят заниматься усыновлением, потому что бедные, несчастные и злые. В действительности, когда государство предложило понятный механизм усыновления, полноценную службу защиты детей, ситуация радикально изменилась в течение двух лет, сказал Юрий Павленко. — Интернаты стали крепостями для детей-сирот, а интернатная система в Украине все укрепляется и наращивается, за год на 40% уменьшилось количество детей, устроенных в семьи. Никаких объективных причин для этого не существует, законодательство осталось таким же, нормы, приоритетность в законодательстве, нормативных документах остались те же. Единственное, что изменилось, — ответственность органов власти всех уровней. За 1,5 года в стране ликвидирована организационная структура, кадры, подготовка которых была очень непростой, вся ресурсная база, ликвидировано Министерство семьи, молодежи и спорта. Взамен не предложено никакой альтернативы.
Кстати, читатели «Дня» в опросе на нашем сайте так высказались относительно проблем детей, которые государство, по их мнению, должно решать в первую очередь. Больше всего голосов отдали утверждению «Алкоголизм и наркомания среди детей и подростков» (35,75%) и «Слабая организация» досуга» (19,17%). И хотя этот опрос не репрезентативный, не научный, но все равно видно, откуда у беды растут ноги: родители не занимаются детьми, утратили с ними контакт, вот те и «самоутверждаются», «развлекаются». Какова их судьба, чему они могут научить уже своих детей, что ожидает уже следующее поколение: улица, интернат? Замкнутый круг. Понимает ли это правительство, или ему всего лишь необходимо «продемонстрировать» свою заботу о детях до ноября месяца?