Молодежь — это будущее государства. Подобное утверждение сегодня не вызывает сомнений ни у кого, успешно найдя отображение в предвыборных программах политиков, которые, независимо от своих идеологических предпочтений, обычно не упускают возможности в который раз задекларировать необходимость поддержки государством молодежных движений и организаций, образования и социального обеспечения молодежи. Но может ли современная молодежь не просто быть объектом действий других, а самой активно вливаться в политический процесс и определять будущий курс своего государства уже сегодня? Позитивный ответ на подобный вопрос дала третья региональная сессия Европейского молодежного парламента, которая недавно состоялась в Сумах, собрав за одним столом около 80 делегатов из 12 стран Европы, в частности, Украины, Германии, Румынии, Польши, Грузии, России, Беларуси, Великобритании, Турции, Финляндии, Чехии и Молдовы.
Сессии Европейского молодежного парламента проходят на трех уровнях: национальном, региональном и международном — с той особенностью, что резолюции регионального и, особенно, международного этапов направляются в Брюссель на рассмотрение «взрослого» Европарламента, который в ходе принятия решений учитывает позицию европейской молодежи из различных стран. Работа ЕМП до мельчайших деталей воссоздает деятельность высшего законодательного органа Евросоюза, начиная с работы в комитетах, проблематики вопросов, которые обсуждаются, схемы написания соответствующих резолюций и заканчивая Генеральной ассамблеей, с ее формальным протоколом и общим голосованием всех делегатов.
На протяжении четырех дней, в течение которых продолжалась Сумская сессия ЕМП, делегаты работали в семи комитетах: по вопросам культуры и образования, международной торговли, правам человека, развития, промышленности, исследования и энергетики, а также двух комитетов иностранных дел. Однако самые горячие дискуссии разгорелись вокруг двух вопросов: «Дело Косово: как ЕС может достичь баланса между поддержкой независимости и предотвращением сепаратизма?» и «Энергетическая политика, как приоритет европейской стратегии безопасности: использование ЕС конкурентных преимуществ с целью избежания зависимости от энергетических ресурсов».
Каким бы сложным не казался вопрос Косово, членам соответствующего комитета удалось разработать резолюцию, которая получила поддержку большинства на Генеральной ассамблее. Среди возможных путей преодоления проблемы делегаты определили улучшение отношений между ЕС и Сербией через предложение привилегированного партнерства для последней с перспективой членства в ЕС при условии признания независимости Косово, организация культурных и образовательных программ для представителей различных этнических групп, восстановление внутренних дискуссий с целью достижения всеми членами ЕС консенсуса в вопросе бывшей балканской автономии и признания уникальности дела Косово и невозможности использования ее как прецедента для сепаратизма.
Едва ли не самую большую поддержку на Генеральной ассамблее получила резолюция по энергетической безопасности ЕС, лейтмотивом которой стала необходимость диверсификации путей поставки энергетических ресурсов из Центральной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока, чтобы таким образом уменьшить долю российского газа на европейском энергетическом рынке. Делегаты ЕМП признали, что Россия использует «Газпром» как инструмент политического воздействия на отдельные восточноевропейский страны, что нашло свое яркое отображение в газовом конфликте между Россией и Украиной в 2006 году. Для этого, во избежание повторения подобных ситуаций в будущем, Евросоюзу было предложено осуществлять общую энергетическую политику что касается России, чтобы, таким образом, уравновесить монополистического поставщика монополистическим потребителем. При этом другие заинтересованные государства, в частности Украина, Беларусь, Молдова, сохранят за собой право присоединяться к единой европейской энергетической политике с соответствующим вкладом в процесс принятия решений Евросоюзом (наподобие Шенгенской зоны, в которую входят как члены ЕС, так и другие государства).
В целом все резолюции, разработанные комитетами, были поддержаны на Генеральной ассамблее, которая свидетельствует о качественном уровне подготовки делегатов и свободном оперировании материалом, а также об объективности и взвешенности принятых резолюций.
Как отметил один из представителей немецкой делегации на ЕМП Хауке Зоммер, когда он впервые участвовал в работе ЕМП, ему казалось, что молодые люди просто «играют» во взрослую политику, воспроизведя все соответствующие атрибуты сессий парламента и даже проблематику рассматриваемых вопросов. Однако будет намного лучше, если молодежь «будет играться» во взрослую политику, серьезно изучая темы и находя жизнеспособные выходы из реальных проблем, чем когда взрослые, занимаясь серьезной политикой, просто «будут играться» судьбами своих избирателей и своей страны.
КОММЕНТАРИЙ
Хауке ЗОММЕР, делегат III Сумской сессии ЕМП от Германии:
— Для меня это уже вторая сессия Европейского молодежного парламента. Хотя я не считаю, что ЕМП имеет прямое влияние на общеевропейский политический курс, однако об этой организации высокого мнения много институций в Европе, в частности политических, о чем свидетельствуют выступления на международных сессиях ЕМП чрезвычайно уважаемых и влиятельных политиков. Кроме того, резолюции международных сессий направляются в настоящий парламент. Для меня ЕМП — это механизм, который помогает собрать людей вместе, заинтересовать их политикой, заострить восприятие ими происходящего в государстве и что говорят государственные деятели. К тому же, главным вкладом ЕМП в развитие его участников является обучение молодежи действовать в абсолютно новых для них ситуациях, поощрение открытой и толерантной жизненной позиции и, конечно, встречи со многими интересными людьми.
Александра АНДРУСИК, президент III региональной сессии ЕМП в Сумах:
— Я в ЕМП—Украина уже очень давно — более шести лет. Одной из наилучших черт ЕМП для меня является то, что, кроме других преимуществ, он также вдохновляет человека делать вклад в жизнь, не быть пассивным, поэтому многие члены нашей организации, которые когда-то работали с нами, нашли себя в деятельности также других общественных организаций и институций. Однако, ЕМП — это прежде всего образовательный проект, цель которого — научить молодежь, как принимаются решение в Европарламенте, как работают комитеты и Генеральная ассамблея.
Кроме того, ЕМП—Украина является классическим примером организации, которая развивалась из энтузиазма и ресурсов одного человека. На сегодня она сделала огромное продвижение, объединяя на данный момент около 250 молодых людей из всей Украины и еще несколько тысяч молодых украинцев, которые за годы существования организации участвовали в ее деятельности или во всяком случае посетили несколько сессий. Мы также успешно сотрудничаем с делегацией Еврокомиссии, миссией ООН в Украине, и с посольствами различных стран.
СПРАВКА «Дня»
Европейский молодежный парламент, основанный в 1987 году как проект школы в Фонтанбло (Франция), является уникальным форумом, разработанным для того, чтобы активно задействовать молодежь в процесс формирования их будущего общества. Сегодня ЕМП является одной из наибольших платформ для политических дебатов, международных встреч, политической образовательной работы и обмена идеями между европейской молодежью. Объединяет 32 европейские ассоциации и организации во главе с Учредительством Гайнца Шварцкопфа. Международная молодежная неправительственная общественная организация «Европейский молодежный парламент — Украина» является аполитичной, неприбыльной организацией, основанной в 2000 году, которая представляет национальный комитет Европейского молодежного парламента в Украине.