Сегодня наше правительство должно принять решение, которое во многом определит судьбу украинского села на несколько лет вперед. Речь идет о квотах на экспорт зерновых культур, скандал вокруг которого длится уже не первую неделю. Накануне в Киеве прошло совместное заседание Совета Аграрного союза и Совета Ассоциации фермеров и частных землевладельцев. «И чего тут нам заседать, все уже решено: квоту на экспорт дадут 5,2 миллиона тонн, включая 2,8 миллиона, которые уже погружены на корабли». И знаток правительственной кухни оказался прав. Как сообщил на заседании министр агрополитики Николай Присяжнюк, Украина намерена ввести квоты на экспорт зерна до конца 2010 года на уровне 2,5 миллиона тонн.
Случайно ли вчера же информагентства сообщили тревожную информацию Госкомстата: запасы зерна в Украине к 1 августа были на 21% ниже прошлогодних. Одновременно появились и успокаивающие общественность аргументы. Мол, в случае введения ограничений на экспорт зерна возможные разбирательства с Украиной в рамках Всемирной торговой организации не принесут их инициаторам прямых финансовых выгод, а потому их, скорее всего, и не будет. Похоже, правительство всесторонне готовило общественное мнение к сегодняшнему неоднозначному решению.
Но в среде сельхозпроизводителей оно не получило поддержки и, более того, встретилось с серьезным сопротивлением. В проекте постановления двух названных общественных организаций аграриев, а также в их обращении к Президенту Виктору Януковичу и премьер-министру Николаю Азарову содержится просьба не вводить квот на экспорт зерна.
Чем недовольны аграрии и чего они опасаются? В обращении к руководителям страны они сетуют на непродуманные действия государственных органов управления, направленные на административное вмешательство в рынок зерна. Действия правительства прозрачны и, в принципе, не требуют объяснений: накануне выборов ему крайне нежелательно подорожание хлеба. В стране, где он является одним из основных продуктов питания, такая тенденция очень чувствительно влияет на настроения избирателей. Позиция аграриев определяется тем, что ситуацией, по их мнению, могут воспользоваться зерноторговые компании, которые скупят зерно по заниженным ценам, а впоследствии реализуют на международном рынке по благоприятным. Этот вывод подтверждается и в аналитическом отчете «Эрсте Банка». В нем отмечается, что зернотрейдерам сейчас выгоднее экспортировать, чем торговать на местном рынке, так как внутренние цены на зерно составляют 155 долл. за тонну, в то время как внешние держатся на уровне 200 долл.
И тем более обидно украинским сельхозпроизводителям. По их подсчетам, они на каждой тонне недополучат от 300 до 500 гривень, а в сумме потеряют около 16 миллиардов. В то же время, как отметила член совета Аграрного союза из Запорожской области Катерина Луценко, сегодня ни одна программа поддержки сельского хозяйства не работает: нет ни дотации, ни компенсации. Опытный аграрий советует правительству: да направьте вы эти средства пекарям, и пусть они производят дешевый хлеб.
Президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко принципиально выступает против введения квот на экспорт зерна. Но, по его словам, суммарный вес политиков, имеющих другое мнение, и принимающих решения, сегодня, к сожалению, больше. Козаченко требует, чтобы государство наладило нормальную работу Аграрного фонда, наполнило его финансами. Он не хочет выдавать государственную тайну, но все же сообщает, что ежегодно в Агрофонде и Госрезерве пропадает зерно...сотнями тысяч тонн. Только в этом году последний имеет три миллиарда гривень убытков. В результате, сегодня элеваторы Госрезерва заполнены меньше чем на 30%. И руководитель ведомства, по словам президента УАК, просит помощи у государства. Ответ готов: введем квоты и таким образом наполним собственные элеваторы, где зерно регулярно пропадает.
Но самые большие секреты на этом совещании открывали министр аграрной политики Николай Присяжнюк и вице-премьер Виктор Слаута. Первый косвенно признал, что введение квот связано еще и с тем, что Украине придется протянуть руку помощи пострадавшей от засухи России (один из присутствующих не очень громко спроси: а почем будем продавать). Министр также убеждал присутствующих, что залоговые закупки в Агрофонд не гарантируют продовольственной безопасности страны, и что «у государства не стоит вопрос забрать зерно у зернопроизводителя». «Наличие зерна — самая главная задача», — говорил загадками министр. А вице-премьер даже рассказал, что о будущем повышении цен на мировом рынке правительству доложила контрразведка. Может быть, и переход на квотируемый экспорт подсказан этими же специалистами? Во всяком случае, Слаута говорит о нем как о принятом решении: «Квоты — не запрет, это лекарство, это движение зерна в Украине». Между тем, переубедить аграриев ему не удалось — они убеждены, что силовые методы для рынка зерна не подходят. На заседании даже прозвучали обвинения в том, что правительство и зернотрейдеры договорились...