Отличительной чертой развитого гражданского общества является высокая экологическая сознательность. Так, в США участники движения в защиту редкого в природе вида — красных деревьев — в свое время останавливали телами грузовики со спиленным лесом, а некоторые из участников экологических протестов прославились тем, что месяцами готовы были жить на деревьях в районах, где вот-вот должны были спилить деревья на территории застройки. Неделю назад в схожей ситуации оказалась уже не далекая Калифорния, а Харьков, где местная власть начала прокладывать дорогу, задачей которой является якобы разгрузка центра города от пробок.
После того, как рабочие, уничтожающие (к слову сказать, без разрешительных актов) зеленый массив, избили одного из харьковских правозащитников, теперь каждое утро на настоящие лесные баррикады собирается не менее 100—150 протестующих — представителей природоохранных организаций, правозащитников, просто неравнодушных харьковчан.
25 мая противостояние митингующих с не уступающими им в численности подразделениями милиции перешло в открытую форму — стало ясно, что успех акции напрямую зависит от того, насколько стойкими будут жители в проявлении своей гражданской сознательности. Как сообщил нам представитель экологической группы «Печенеги» Олег Вяткин, уже на следующий день к встрече с усиленными за сутки милицейскими частями были готовы около двухсот человек. Вдобавок ко всему, протестующим приходится фактически стоять на два фронта — так как техника, рубящая деревья, продвигается навстречу друг другу от ул. Сумская до ул. Новгородская. Отвечая на вопрос, как удалось объединить такое количество людей-участников вокруг акции, его коллега по природоохранной организации Олег Перегон говорит:
— Они сами пришли. И то, что бывает до 150-ти человек — это не показательно, потому что кто-то приходит на полчаса, кто-то на перерыв, кто-то приходит на ночь, кто-то на день, кто-то живет рядом. Тепло делается на душе оттого, что это инициатива людей...
Харьковский случай не единичный на карте Украины — похожее по масштабам противостояние готово вылиться в открытую форму во Львове. Процесс постепенного, но неумолимого формирования гражданского общества и социального капитала, о котором неустанно пишет «День», дает о себе знать. К слову, участники харьковской экологической акции этому не слишком удивлены. На вопрос о том, может ли их пикет перерасти в экологический протест национального масштаба, Олег Вятка без тени сомнения в голосе отвечает: «Да. Потому что наша акция уже перекатилась на города не только Украины, но и России. Сегодня киевские ребята пикетировали Министерство внутренних дел в знак протеста против методов физического насилия по отношению к людям, которые здесь находятся. Уже в России организации начинают пикетировать Украинское посольство. По непроверенной информации, завтра начнется пикет украинского посольства в Канаде».
Кстати, ситуация в парке Горького — не первый случай, когда некоей общественно значимой целью прикрывается циничное стремление реализовать чей-то корыстный интерес. Недавно в харьковском районе Пятихатки под предлогом расширения гольф-клуба вырубались целые лесные массивы. Приостановить вырубку удалось только после вмешательства общественности.
Харьковское представительство Острожского клуба присоединяется к позиции протестующих на баррикадах в парке Горького жителей Харькова. Участники Острожского клуба выражают надежду, что именно затронутые экологические чувства людей создадут детонацию — единый порыв протеста против правового нигилизма и циничного произвола властей, которые, прикрываясь пресловутым «общественным интересом», смеют уничтожать национальное достояние.
КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий СКРИЛЬНИКОВ, адвокат, председатель ОО «Бюро экологических расследований»:
— Ситуация в Харькове очень показательна, ведь местная власть расценивает парки, лесопарки как резервные территории под застройку, которые составляют для нее ценность лишь как земельные участки, которые можно продать, использовать и извлечь выгоду... По-моему, мы уже прошли этап, когда парки были никому не нужны, и власть не уделяла им никакого внимания... Сейчас отдельные власть предержащие и бизнесмены осознали, что участки в зеленых зонах могут иметь ценность, но, к сожалению, не для обеспечения экологического благополучия общественности, а для избранных. Один из бывших мэров Львова как-то на пресс-конференции сказал: «Вы же говорите, парки для людей! Вот люди там и строятся...» Следовательно, это касается не только Харькова, но и многих других городов Украины. Так, например, во Львове в проект нового генплана опять закладывают хордовую магистраль, которая будет пересекать Львов и проходить через основные парки Львова (тоже, якобы, для разгрузки центра города от транспорта). Конечно, никто не планирует выкупать уже розданные участки, сносить застройку или искать другие пути. Легче пожертвовать зелеными насаждениями. Львовские парки постоянно пытаются «откусывать» то для коттеджей, то для ресторанов... И я не исключаю, что если кто-то надумает строить эту хорду, подобное противостояние возможно и во Львове. Случаи захвата и застройки территорий парков и других зеленых насаждений есть в Киеве, и в Одессе, и в Симферополе и других городах.
Относительно эффективности борьбы природоохранных организаций за окружающую среду. Часто природоохранным организациям и местным жителям, которые пытаются защитить свои права, противостоит бизнес с большими деньгами, бандиты, отдельные чиновники, которые часто покрывают или откровенно представляют интересы или тех или иных. Без поддержки людей, местной общины вести такую борьбу очень сложно.
Большинство природоохранных организаций пытаются действовать правовыми методами, однако против них часто нанимают далеко не специалистов-экологов или специалистов по работе с общественностью, а специалистов по рукопашному бою...
Общественные организации могут много, они могут иметь определенный опыт, специалистов, активистов, однако они нуждаются в общественной поддержке. Там, где люди действительно объединяются и готовы к борьбе, им, всё же, удается устоять и отстоять свое право на безопасную жизнь и здоровье окружающей среды. Как говорил один американский юрист, «наше право не стоит и пенни, если мы не готовы за него бороться!»
Относительно конкретной ситуации в Харькове, то людям не остается ничего иного, как собственноручно защищать лесопарк и каждое дерево отдельно... Ведь мы видим настойчивость заказчиков рубки: даже если написать иск в суд и пойти домой спать, на утро может уже не остаться что защищать. И даже, если и признают рубку незаконной, то виновные могут отделаться лишь денежной компенсацией. Очевидно, на это и надеются заказчики.
Странным является поведение контролирующих органов. Я слежу за хроникой событий и слышал лишь об активистах и небезразличных жителях Харькова, лесорубах, журналистах и милиции, но почему-то нигде не слышал о присутствии экологической инспекции или природоохранной прокуратуры. Если милиция делает лишь то, что умеет... или то, что ей говорят... и не способна разобраться в правомерности рубок в лесопарке, это должны были бы уже давно прояснить именно эти органы и, в случае нарушений, остановить рубку или, по крайней мере, сообщить людям о результате проверки. Мы достаточно часто сталкиваемся с тем, что незаконная вырубка или строительство проводятся именно в праздничные или выходные дни или в нерабочее время, когда инспекция и прокуратура «спят»... Но за столько дней, по-моему, можно было бы принять соответствующие меры, а не закрывать на это глаза.